«Ребенок плохо спит!» — одна из наиболее частых причин для обращения к специалисту педиатру или неврологу с ребенком первых месяцев жизни. Нарушения сна могут беспокоить родителей как с рождения, так и появиться по мере взросления ребенка. Могут носить как кратковременный характер, так и идти с малышом по жизни.
Как известно, треть своей жизни человек проводит во сне. Все мы прекрасно понимаем важность качественного и хорошего сна для гармоничного роста и развития ребенка. В случаях, когда малыш недосыпает, его поведение может измениться, появляется раздражительность, капризность, возможно проявление агрессии, нарушается коммуникация ребенка с окружающим миром. Таким детям сложнее устанавливать контакт со сверстниками, у них снижено желание по познаванию окружающего мира, им сложнее реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Сон необходим для накопления энергии и сил, которые расходуются во время бодрствования. Во время сна осуществляется сортировка информации, усвоение новых навыков и анализ эмоциональных переживаний. Основными функциями сна являются: сохранение энергии; поддержание уровня сознания и терморегуляции; во сне происходит созревание нейронов; усложнение межклеточного взаимодействия головного мозга.
Сон является неоднородным процессом, состоит из 4-х фаз, представляет собой последовательность функциональных состояний головного мозга — фазы медленного сна (сон без сновидений) и фазы быстрого сна (сон со сновидениями, или REM-фаза). Ко сну относятся два основных ритма:
Сон ребёнка отличается от сна взрослого, он более поверхностный и чуткий. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон, а у взрослых быстрый сон составляет только 25%. В фазу быстрого сна можно наблюдать, как под закрытыми веками движутся глазные яблоки ребёнка. В это время ребенок видит сновидения.
Сон «напрямую» связан с «биологическими часами» организма. Ритм меняется на протяжении ночи и длится в среднем около часа у младенцев, и около полутора часов у взрослых, а между фазами сна происходит неощутимое пробуждение. Обычный 8-часовой сон состоит из 4–6 волнообразных циклов.
Ритм сон бодрствование ребенка относится к циркадным (суточным) ритмам, который существует вне воздействий окружающей среды, но подвержены внешней модуляции и могут адаптироваться к внешним факторам. Установление циркадной ритмики происходит в течение первого года жизни и непосредственно зависит от зрелости нейроэндокринной системы младенца. Поэтому исключительно важным является формирование правильной системы сон – бодрствование, а своеобразным модератором цикла служит пищевое поведение ребенка.
Соблюдение правильно организованной системы сна и отдыха ребенка улучшает работу организма в целом: стимулируется память; улучшаются обменные процессы; повышается концентрация внимания, снижается шанс развития болезней сердца и сосудов; укрепляется естественная защита организма, стабилизируется психо-эмоциональный фон.
Все дети индивидуальны, растут и развиваются по-разному. Состояние, в котором ребенок провел ночь, в дальнейшем определяет его способность к реализации жизненной программы. А количество сна, в котором нуждается младенец, связано с темпами его роста.
Продолжительность сна вариабельна у каждого ребёнка, зависит от темперамента, психофизиологического состояния и ряда других причин. Младенцы спят около 80% времени, а в возрасте 1 года ребенок спит около 12 часов по мере замедления процесса «созревания» нервной системы.
Среднестатистические нормативы сна в течение суток у детей раннего возраста представлены в таблице:
Возраст (месяцы) | Продолжительность сна в сутки (часы) |
2-3 | от 10 до 23 часов (короткий сон днем 2-4 раза) |
3-4 | от 8-10 часов до 11-12 (короткий сон днем 2-3 раза) |
6-12 | 11-12 (ночного сна) (короткий сон днем 2-3 раза) |
12-18 | 8-12 (ночного сна) (короткий сон днем 2-3 раза) |
Особенностью сна ребенка первого месяца жизни являются то, что после засыпания малыш сразу переходит в медленную фазу. С какого возраста детям снятся сны до сих пор остаётся спорной темой, у младенцев сразу после засыпания начинаются сновидения. Во время такого сна, мозг ребёнка ускоренно работает, иногда даже сильнее, чем при бодрствовании, и сопровождается повышенной активностью – отмечаются движения ножками, ручками, что может насторожить родителей.
Для создания комфортной системы сна и отдыха ребенка первого месяца жизни необходимо создать тишину, предупредив проникновение в комнату уличного шума, выключить либо приглушить звук работающего телевизора; убрать яркое комнатное освещение, окна желательно закрывать плотными шторами, чтобы исключить доступ в помещение ярких солнечных лучей, ночью разрешается использовать тусклый ночник.
К сожалению, у 6-11% детей раннего возраста, до 25% у детей дошкольного и школьного возраста отмечаются различные нарушения сна. У 32% детей раннего возраста отмечается склонность к хронизации проблем со сном.
Причинами нарушений сна ребенка могут являться темперамент ребенка (возбудимость, тревожность); физический дискомфорт, характерный для течения какого-либо заболевания; последствия аллергических реакций (кожный зуд или пр.); нерациональное питание (чувство голода); сложная психоэмоциональная ситуация в семье. У новорожденных детей и детей до 3-месячного возраста нарушения сна могут быть вследствие кишечных колик, в таких случая рекомендуется использовать в питании жидкие молочные каши с инулином.
Нарушения сна могут служить своеобразным сигналом, попыткой привлечь внимание взрослых, как сигнал дискомфорта, сигнал боли. Беспокойный сон младенца может стать тяжелым испытанием для родителей, поскольку усиливает напряженность в семье, снижает самооценку матери и увеличивает риск развития послеродовой депрессии.
Для организации правильной системы сна и отдыха ребенка первых лет жизни рекомендуется:
Важно помнить, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее засыпают, но чаще просыпаются из-за быстрого опорожнения желудка. Поэтому рекомендуется для кормления в вечернее и ночное время использовать молоко, которое содержит молочный белок триптофан — незаменимую аминокислоту, участвующую в синтезе биологически активных веществ, в том числе и серотонина, который участвует в образовании мелатонина, регулирующего фазы сна и их продолжительность. В качестве молока на ночь можно порекомендовать питьевые каши с молоком или йогуртом.
Очень важным является правильная подготовка ребенка ко сну. Нельзя использовать активные игры, перевозбуждать ребёнка. Следует ограничить психоэмоциональные переживания малыша и предпочитать спокойные игры. Купание детей перед сном в ванной рекомендуется проводить за 1,5–2 часа до сна, затем кормление и сон. У ребёнка с рождения необходимо формировать правильный циркадный ритм!
Кормление днём должно проходить с эмоциональными разговорами с ребёнком. При организации дневного сна ребенка не надо полностью отграничивать комнату от внешних шумов присутствующих в дневное время. И наоборот, во время ночного сна необходимо разговаривать тихо (стараться не шуметь, ходить тихо, отключать дверные звонки, телефоны и т.п.). Такой порядок будет способствовать формированию у ребёнка правильного ритма.
В возрасте 1 года ребёнок должен спать отдельно в своей кровати, что как использование зубной щётки – должно быть индивидуальным.
Кровать следует использовать только для сна. Не держать в ней игрушки. Для улучшения засыпания ребёнка необходимо сформировать индивидуальный «ритуал». Игрушка или кукла, которая лежит рядом с ребёнком и даёт ему ощущение постоянства и стабильности.
Не бросайтесь к ребёнку при первых всхлипываниях. Ребёнок поняв, насколько легко добиться выполнения требований (попить, съесть чего-нибудь сладкого), ещё с большим удовольствием постарается не заснуть.
Не наказывайте ребёнка, посылая его спать. Подготовка ко сну должна быть радостной и приятной ситуацией.
Создайте ритуал отхода ко сну. Можно читать перед сном сказку или прослушать спокойную музыку, надеть пижаму и т.д. Такой ритуал может занимать 15 – 30 минут и ребёнок правильно подготовится ко сну.
Для организации правильной системы сна и отдыха ребенка 2-5 лет жизни рекомендуется:
У детей дошкольного возраста и подростков нарушения сна, в большей степени это обуславливается психоэмоциональным напряжением, проблемами в школе с родителями, первой влюблённостью. Поэтому очень важно найти и скорректировать ситуацию.
В коррекции расстройств сна у детей разного возраста определяющими являются правильные режимно-воспитательные моменты, правильная организация питания. Вопросы назначения медикаментозной терапии для коррекции нарушений сна следует обсуждать с врачом, если проблемы сна начинают влиять на психическое или эмоциональное развитие ребенка. Существование правильного ритма сон– бодрствование является залогом нормального гармоничного развития малыша.