Что бы ни происходило с ребенком на 1-2 году их жизни – это ступеньки в приросте их навыков, познании мира и, как следствие, в их развитии. Познание происходит через развитие всех органов чувств, но всё же в первые месяцы жизни самыми главными является тактильные ощущения – ребёнок всё тянет в рот и ощупывает руками, успокаивается от прикосновений.
Главным тактильным ощущением является еда – сначала ощущение кожи груди мамы (или бутылочки) при сосании, при котором возникает необыкновенное удовольствие от ощущения теплого молока, а потом и блаженное состояние сытости. Даже если потом возникают болевые ощущения при переваривании пищи (метеоризм, спазмы), в сознании малыша они не связываются с яркими позитивными эмоциями от кормления.
Развитие вкусовых ощущений процесс постепенный, и мы прекрасно знаем ситуации, когда малыш, находящийся на грудном вскармливании, очень плохо воспринимает любые виды прикорма – они ему не нравятся, так как вкусовые рецепторы «знают» только молоко и дают негативный вкусовой ответе на другие виды пищи.
Именно поэтому желательно малышу предлагать уже с 4-5 месяцев, перед началом введения прикорма, пробные введения продуктов через ниблер и ему подобные приспособления.
Но вот ребенок уже получает прикорм, сидит за столиком, и мама кормит его из ложечки – идеально правильная картинка. Руки ребенка не заняты, а они требуют постоянного тактильного знакомства со всем вокруг. И наибольший интерес вызывает предлагаемая ему еда. В его сознании «не хватает одного звена» — вот он получает вкусную еду – он её ощущает, она ассоциируется с определенной посудой и ложечкой, со звуками голоса близкого человека, который дает эту еду. Но… какая она? И ребенок тянется руками в тарелку или в баночку, хочет взять ложку, разминает еду в своих руках. Со стороны и с точки зрения взрослого – это очень некрасиво, грязно, не эстетично, и не гигиенично. С точки зрения ребенка – это познание и ассоциативная связь продукта, его вкуса, запаха, вида и ощущения. Чем раньше ребенок все эти связи освоит – тем быстрее он потеряет интерес «грязниться и подвергаться мытью рук и лица со стороны взрослых».
Понимание этого, а также, того, что процесс еды один из основных в формировании различных навыков развития, родители должны не только допускать возможность ребёнка ощутить еду, но и предлагать в период перекуса, или даже основной еды, продукты, которые вполне можно есть руками – кусочки фруктов, овощей, печенье, не лишать права пососать куриную ножку, и так далее, привнося в эти варианты всё больше разнообразия по мере взросления ребёнка.
Что же это даёт малышу:
Этот простой способ удовлетворения тактильного интереса у ребенка 4—8 месяцев позволит уже к 16—24 месяцам сформировать у него правильное пищевое поведение.