Последние десятилетия среди родителей как за рубежом, так и в нашей стране набирает популярность альтернативный метод кормления ребенка, который носит английское название baby-led weaning, или «педагогический прикорм». Такой метод введения взрослой пищи в детский рацион направлен на обучение малыша самостоятельному приему пищи и знакомит его с разнообразием вкусов и текстур. Рассказываем, в чём особенности педагогического прикорма.
Теория baby-led weaning впервые была представлена в одноименной книге в 2015 году. Одна из авторов книги Джилл Рэпли (Gill Rapley), доктор наук, мать троих детей, описала эту методику в основе своей магистерской работы. Вот как она сама отзывается о ней: «Педприкорм предполагает включение ребенка в семейную трапезу, при которой пища, предназначенная и пригодная для употребления ребенком, доступна всем членам семьи. Предполагается, что такая схема питания позволяет детям самостоятельно исследовать пищу и учиться есть, используя свои врожденные навыки».
В широком понимании этот метод добавления продуктов прикорма в рацион ребенка основан не на классическом постепенном введении пюреобразных блюд с ложки, а на самостоятельном питании. В этом случае младенец сам берет продукты с общего стола во время семейной трапезы. При этом, согласно теории Джилл Рэпли, ребенок ест вместе со взрослыми строго подходящую для него пищу, а не просто берет со стола всё, что едят взрослые.
Об отличиях, преимуществах и недостатках педагогического прикорма по сравнению с классическим прикормом говорить сложно. Дело в том, что классический прикорм научно обоснован благодаря большому объему научных исследований, проведенных на протяжении многих десятилетий. Педиатрический прикорм давно и успешно практикуется с учетом его отдаленных последствий для здоровья ребенка.
Что касается педприкорма, то на данный момент нет четких терминов, методологии и надежного обоснования преимуществ, недостатков и, главное, безопасности и отдаленных последствий этого вида прикорма для состояния здоровья малыша.
Именно поэтому педагогический прикорм пока не внесен в официальные клинические рекомендации по питанию детей. Также нет критериев, по которым тот или иной стиль кормления можно отнести к педприкорму. Тем не менее исследования в этом направлении ведутся, и на их основании можно делать промежуточные выводы. Однако официально рекомендовать этот вид прикорма пока еще рано.
Основное отличие педагогического прикорма от педиатрического заключается в подходах к введению прикорма и взаимодействию ребенка с едой.
В настоящее время в отношении педприкорма существуют лишь гипотезы, указывающие как на вероятные преимущества этого метода кормления, так и на его недостатки. Подтверждение или опровержение этих гипотез должно быть получено в надежных научных исследованиях.
Гипотезы о преимуществах педприкорма |
Гипотезы о недостатках педприкорма |
|
|
В дополнение к таблице выше разберем причины, по которым педагогический прикорм ребенка не является общей рекомендацией специалистов.
Важно понимать, что каждый ребенок уникален и подход к его воспитанию должен быть гибким и адаптивным. Родителям лучше проконсультироваться со специалистом, чтобы выбрать тип прикорма, который наилучшим образом соответствует потребностям и возможностям их ребенка.
Когда специалисты рекомендуют переводить детей на «общий стол»? Педиатрический прикорм подразумевает под понятием «общий стол» переход от продуктов для первого прикорма промышленного производства из линейки детского питания (монокомпонентные пюре и каши) к пище, приближенной по составу к обычному диетическому меню. Понятие «общий стол» в данном случае не включает в себя «взрослые» продукты, например фастфуд, мясо на гриле, копчености, кондитерские изделия и другие продукты, не рекомендованные для питания младенцев.
Проще говоря, общий стол — это обычное меню, состоящее из продуктов, соответствующих ребенку по возрасту, включающее три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два дополнительных (второй завтрак, полдник). В состав обеда входит уже не овощное/мясное пюре, а полноценные суп, гарнир и мясное блюдо. Как правило, к такому меню переходят после года. Предварительно ребенка с 8–9 месяцев постепенно начинают знакомить с пищей более грубой консистенции, чем пюре.
Новые продукты в рацион малыша добавляют постепенно, начиная с небольших порций и медленно увеличивая объемы. При этом важно выбирать пищу, богатую питательными веществами, такими как железо, цинк, кальций и витамины. Введение прикорма микродозами позволит организму ребенка приспособиться к новой пище. Вводите новые продукты в рацион малыша в спокойной обстановке, без стресса и суеты. Дайте ребенку время на адаптацию к новой еде.
Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и следить за его реакцией на новые продукты — так родители смогут вовремя заметить у малыша проявления пищевой непереносимости и обратиться к специалисту.
Для получения более конкретных рекомендаций и инструкций по введению прикорма в рацион вашего малыша проконсультируйтесь со специалистом.
Так как эксперты не рекомендуют педагогический прикорм в качестве оптимального варианта расширения рациона маленьких детей, то конкретных указаний по его введению нет.
При этом специалисты в области педиатрии не различают сроки и схемы введения прикорма для детей в зависимости от типа их вскармливания. Вне зависимости от способа вскармливания, введение любого типа прикорма следует осуществлять осторожно, начиная с небольших количеств и постепенно увеличивая объемы и разнообразие продуктов, чтобы дать ребенку время адаптироваться к новым вкусам и текстурам, а также чтобы следить за возможными аллергическими реакциями.
Часто задаваемые вопросы:
Согласно основным утвержденным рекомендациям, новый продукт прикорма предлагают ребенку в микродозе (1/2 чайной ложки), затем постепенно увеличивая размер порции до полного возрастного объема.
В настоящее время нет четкого разделения и определения терминов и понятий самоприкорма и педагогического прикорма. Нередко эти понятия отождествляют.
Научных доказательств безопасности альтернативных методов питания для детей не существует, поэтому к ним они неприменимы.
Они могут меняться. Это может произойти как под воздействием внешних обстоятельств, так и по осознанному желанию человека.