Развитие речи — это один из основных этапов общего развития человека. Именно с помощью слов мы можем выражать свои мысли, эмоции и желания. Процесс формирования речи имеет важное значение в развитии ребенка. Помимо способности понимать устную и письменную речь, а также умения говорить и писать самостоятельно, сюда также входят дикция и верная эмоциональная окраска речи, а также интонация и грамотное построение фраз. Первый этап развития речевого аппарата начинается уже в младенческом возрасте, далее речь совершенствуется буквально всю жизнь. В этой статье подробнее расскажем, какая может быть речь у ребенка на разных возрастных этапах и почему стоит уделять ей особое внимание.
Речевое развитие — это длительный процесс, на темпы и специфику которого оказывают влияние различные факторы. Среди них выделяют:
Речевое и языковое развитие ребенка раннего возраста подразумевает под собой формирование двух взаимосвязанных процессов:
Способность детей учиться разговаривать зависит в большей степени от индивидуальных особенностей и условий развития, чем от возраста. Конечно, возрастные нормы развития речи существуют. Однако они считаются примерными и имеют ориентировочный характер.
Представление об ориентировочных возрастных нормах развития речи поможет родителям оценить успехи малыша по формированию речевого аппарата. Если вы заподозрили у своего ребенка какие-либо речевые нарушения, запишитесь на консультацию к специалисту.
Рассмотрим приблизительные нормы речевого развития у детей по возрастам.
Как происходит развитие речи у детей до года? На сегодняшний день специалисты в области детского здоровья считают, что с самого рождения младенцы способны к общению с близким взрослым.
Конечно, в этом возрасте рано говорить о полноценном речевом взаимодействии. Однако грудные малыши уже стараются подражать мимике и интонациям взрослых, поворачивают голову в сторону звука.
В конце первого месяца жизни ребенок умеет при помощи звуков подавать сигналы неблагополучия, например когда он проголодался, чувствует дискомфорт, соскучился и т. п. В возрасте около 2 месяцев появляется осознанная улыбка. Ребенок начинает оживленно двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки, реагируя на голос или присутствие близкого человека.
Как развивается речь у младенцев? Сначала кроха овладевает гласными звуками, а к концу второго месяца появляется первое гуление («а-а-а», «е-е-е»). К 3–4 месяцам в лексиконе появляются согласные, малыш начинает уже активно гулить и повторять сочетания звуков. Ближе к полугоду многие дети начинают издавать что-то наподобие пения: тянуть звуки, меняя их громкость и высоту.
В возрасте около 6–8 месяцев у ребенка появляется лепет, то есть способность произносить много одинаковых слогов подряд. Малыш начинает активнее имитировать звуки взрослой речи. В 10–12 месяцев заметно прогрессирует понимание у детей: они умеют отзываться на свое имя и адекватно реагируют на просьбы что-то дать или показать. Одновременно с этим в лексиконе крохи появляются звукоподражательные слова. К году у ребенка могут появиться первые короткие осмысленные слова: «дай», «на», «мама». Важно помнить, что все дети развиваются индивидуально, поэтому словарный запас годовалого малыша может составлять как два, так и 20 слов.
Развитие речи у детей в этом возрасте протекает по индивидуальному сценарию. Специалисты отмечают большую вариативность нормального формирования речевого аппарата у малышей от 1 года до 2 лет: это касается и словарного запаса, и сроков формирования фразовой речи.
В этот период ребенок начинает активнее использовать жесты и звуки для общения, старается повторять слова, которые часто слышит. В его речи появляются прилагательные и простые фразы из двух слов.
Часто годовалые детки пропускают или заменяют сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя. В полтора года дети в среднем используют в лексиконе около 30–40 слов, ближе к 2 годам усредненное количество составляет уже 300–400 слов.
В этом возрасте у детей уже начинает развиваться способность говорить предложениями из двух-трех слов. Лексикон разбавляют местоимения и предлоги. Речь малыша становится более четкой и понятной для взрослых. Совершенствуется также восприятие простых просьб, например: «Возьми фантик и выброси в урну». Словарный запас двухлетнего ребенка интенсивно расширяется приблизительно на 100 и больше слов в месяц. Примерно в 2,5 года в лексиконе могут появиться вопросы «Почему?», «Куда?», «Где?». Также добавляются грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам, пространству (падежи), во времени (времена глаголов).
Этот возраст уже знаменуется способностью активно общаться со взрослыми и сверстниками с помощью несложных предложений.
Многие дети начиная с 3 лет уже умеют объяснять свои желания словами, используя почти все части речи, а также союзы и существительные во множественном числе. Дети учатся правильно склонять слова: в речи появляется родительный падеж, затем дательный, винительный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже.
Также речь обогащается многословными фразами, придаточными предложениями. Детям этого возраста нравится слушать сказки и стихи, особенно те, которые им хорошо знакомы и нравятся. Часто они запоминают прослушанный текст и повторяют его. Благодаря активному взаимодействию с окружающим миром и интересу к поведению взрослых словарный запас детей начиная с 3 лет пополняется каждый день.
К 4–5 годам ребенок обычно умеет изъясняться так, что его могут понимать посторонние люди, а не только «адаптированные» под его речь родители. Конечно, малыш делает некоторые ошибки при произношении звуков; тем не менее он уже умеет понятно формулировать свои мысли и желания. Уже к полным 6 годам дети овладевают большинством звуков речи, правильно строят предложения, могут использовать сложносочиненные конструкции, способны составить рассказ по картинкам и охотно шутят во время разговоров. В этом возрасте большинство детей может быть готово к началу обучения чтению и письму.
Школьники начальных классов умеют внятно разговаривать и понимать речь на уровне взрослых. В этом возрасте продолжается интенсивное пополнение словарного запаса, развиваются и усложняются мыслительные способности. Параллельно этому совершенствуются навыки чтения и письма.
Современные исследования показали, что речь ребенка формируется преимущественно благодаря взаимодействию со взрослыми. Поэтому контакт родителей и детей раннего возраста так важен для речевого развития.
С самого рождения разговаривайте с малышом, сопровождайте любую коммуникацию с ним (кормление, переодевание, массаж) эмоционально окрашенными словами. Чаще называйте его по имени, произносите названия вещей, которые его окружают, и давайте вслух характеристику его деятельности и тому, как здорово он со всем справляется.
Что еще помогает сформировать речь малышей? В возрасте 5–6 месяцев дети обычно с удовольствием повторяют разные звуки и слоги. Им очень приятно, когда взрослые отмечают их успехи, радуются их достижениям и включаются в диалог. Реагируйте на вербальную активность, которую проявляет ребенок. Например, специалисты рекомендуют повторять звуки, которые он произносит, окрашенные позитивной интонацией. Вовлекайте малыша активно участвовать в диалоге, когда вы занимаетесь чем-то по хозяйству. Так у детей формируется понимание, что для коммуникации требуется разговорный навык. Уже в возрасте 8–10 месяцев малыша можно словами побуждать к простым действиям, например: «Помаши ручкой!» Также полезно играть с ребенком в звукоподражание: «Как лает собачка? Как гудит машина?»
Разговаривая с детьми раннего возраста, лучше использовать короткие предложения и произносить их раздельно. Старайтесь поддерживать диалог с малышом, задавая ему вопросы в игровой форме.
Ребенок, понимая интонацию, сможет давать обратную связь. Также специалисты рекомендуют отказаться от изменения, упрощения слов и языка жестов, а также не требовать от малыша правильного произношения сложных слов. Важно не сердиться и не торопить ребенка скорее научиться разговаривать. Наоборот, радуйтесь даже самым маленьким его речевым успехам и поощряйте их. Так вы поможете создать для ребенка полноценные и комфортные условия для речевого развития.
Как развивать речь у детей в домашних условиях? Формированию речи дополнительно помогают простые игры и упражнения, которые легко организовать в домашних условиях. Ниже приводим примеры некоторых из них.
Предлагайте ребенку выполнять мелкие и точные движения пальцами рук. Это помогает стимулировать развитие речи, так как центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом. Также рекомендуется делать массаж кистей рук ребенка и регулярно устраивать пальчиковые игры, особенно такие, где каждый пальчик совершает изолированные движения, а также чередуется сжатие и расслабление мышц кисти.
Читайте ребенку детские стихотворения и сказки, пойте ему песенки, разглядывайте вместе простые книжки, называйте картинки. Особенно эффективным считается использование карточек с изображением животных, транспорта и т. п., которые можно перебирать и озвучивать.
Организовывайте разнообразные веселые игры, благотворно влияющие на органы речи. Например, вместе с ребенком можно строить гримасы перед зеркалом: показывать язык, надувать щёки. Также полезными будут дыхательные игры, например выдувание мыльных пузырей, попытки сдуть со стола бумажку или мячик для настольного тенниса.
Часто задаваемые вопросы:
Чаще фразовая речь обычно возникает примерно в возрасте 1,5–2 лет. Способность говорить короткими фразами впервые возникает у детей в процессе общения со взрослыми, когда малыши начинают задавать вопросы и выражать несложные потребности.
Их можно разделить на задержку и нарушения развития речи. Задержка речевого развития может быть связана с особенностями созревания нервной системы, например на фоне отставания в общем развитии. При своевременной диагностике подобные задержки чаще всего могут быть скорректированы. Нарушения развития речи у детей также могут выражаться в дефектном звукопроизношении, искажении темпа речи, заикании.
Имея представление о примерных сроках возникновения тех или иных речевых способностей, родителям следует внимательно наблюдать за речью малыша. Если есть сомнения и вопросы, обратитесь к специалистам. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем легче станет преодолеть трудности речевого развития.