Консультации детского психолога

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы задавать вопросы экспертам
Почему малыш не хочет ходить в детский сад?
Александр
Александр
Отвечает Кравцова Елена Михайловна
детский психолог
Добрый день! Для того, чтобы грамотно ответить на вопрос, необходимо знать возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Нежелание ходить в детский сад связано с тем, что ребёнок испытывает сильный дискомфорт. Важно понять, что является его причиной. Он может быть вызван незрелостью нервной системы и неготовностью к самостоятельности. Некоторые дети в два года очень болезненно переживают необходимость оставаться в группе, а в четыре - идут в садик с удовольствием. Ранимые, чуткие, тревожные малыши в любом возрасте чувствуют себя дискомфортно в детском саду. Им нужны поддержка и помощь.
Для того, чтобы период адаптации к детскому саду прошёл успешно, важно набраться терпения и избегать дополнительных стрессов в жизни малыша. Считается, что адаптация может длиться от двух недель до полугода. Поможет, если вы станете больше обнимать и поддерживать ребёнка. Читайте ему стихи про детский сад и рассказывайте забавные истории, играйте с ним в воспитателей и группу, меняясь ролями и устраивая подобие группы при помощи игрушек.  
Если состояние ребёнка ухудшается - обратитесь за очной консультацией к детскому психологу.
Ребёнок панически боится темноты
Отвечает Кравцова Елена Михайловна
детский психолог
Здравствуйте! Для грамотного ответа на вопрос важно знать возраст ребёнка. Этот страх часто встречается у детей раннего возраста, особенно от 3 до 5 лет. Сильная и устойчивая боязнь темноты – это сигнал о том, что ребёнку очень нужны ласка и любовь взрослых, их терпение и поддержка. Нужно как можно чаще обнимать малыша, читать ему вслух книги, не оставлять одного в темноте. Если он просит оставить включённым ночник или посидеть рядом перед сном – важно найти такую возможность. Так у ребёнка появится ощущение защищённости. Для преодоления страха можно играть в прятки и жмурки, ведь по условиям этих игр нужно тихо сидеть в тёмных и таинственных уголках дома или закрывать глаза. Взрослым важно набраться терпения – если в жизни малыша нет травмирующих обстоятельств и его никто не запугивает, постепенно он окрепнет, и страх темноты пройдёт.
Если страх накладывает существенные ограничения на жизнь семьи, постоянно держит ребёнка в напряжении или речь идёт о ребёнке старше 5-6 лет – необходима помощь детского психолога.
Добрый день! Мальчик 4,5 года стал очень не доброжелательным:  бьётся, говорит не люблю тебя, не желает слышать , делает всё на зло. С ним пытаюсь говорить , но он даже слышать не хочет. Топчит ногами, кулаками либо об стол или себя. Я не знаю как быть.  
Надежда
Надежда
16 февраля 2023
Поведение
Отвечает Кравцова Елена Михайловна
детский психолог
Добрый день! Многие дети, обладающие активным характером и бурным темпераментом, в этом возрасте ведут себя неуправляемо, даже агрессивно. Это связано с тем, что они испытывают очень сильные эмоции, но не могут управлять своим поведением и сдерживаться. Отстаивать своё мнение конструктивными способами малыш ещё не может, не умеет ждать и т.п. Вам понадобятся терпение и выдержка. Проанализируйте, не слишком ли много в жизни ребёнка запретов. Очень важно, чтобы взрослые позволяли ему быть шумным и активным, давали выплеснуть энергию во время игр. Полностью откажитесь от физических наказаний и угроз. В моменты, когда ребёнок топает ногами и т.п., не пытайтесь ему что-то объяснить. Проговаривайте вслух его эмоции («ты очень злишься», «ты хочешь кричать»), но не выполняйте его требования. Не запрещайте малышу злиться и топать ногами. В спокойные моменты, когда он настроен дружелюбно, учите выражать злость так, чтобы окружающим не было обидно (рычать, кидать специальную подушку-злюшку).
Здравствуйте, ребенку 6 лет, полтора месяца назад родился братик, старшая начала жаловаться на боль в разных частях тела, то нога болит, то рука, то ухо, ещё что то, на вопрос, правда ли болит или просто она старается привлечь внимание к себе, т. к с появлением малыша внимание приходится делить, она говорит, что правда, но до появления брата, она ни на что не жаловалась. Скажите, возможно такое поведение для внимания к себе, и как понять правда ли болит или она врет, как действовать? Стараюсь и ей внимание уделять, но не всегда получается столько, сколько хотелось бы
Анна Хомутова
Анна Хомутова
Отвечает Кравцова Елена Михайловна
детский психолог
Здравствуйте. К сожалению, трудно ответить, не имея представления о характере девочки. Не исключено, что она действительно старается привлечь к себе внимание. Это нередко бывает со старшими братьями и сёстрами. Особенно, если старший ребëнок обладает повышенной демонстративностью - потребностью во что бы то ни стало быть заметным, произвести впечатление. При помощи жалоб на недомогание или нарушая правила поведения такие дети очень эффективно добиваются желаемого. Важно учитывать, что ребëнок делает это неосознанно. Такое поведение - признак эмоционального неблагополучия. Если вы и раньше замечали повышенную демонстративность дочки, отнеситесь к происходящему сдержанно. На жалобы реагируйте умеренно, ни в коем случае не стыдите, не высмеивайте. Но и не начинайте немедленно "прыгать" вокруг дочки. Ваша задача принять к сведению, пообещать, что будете наблюдать, иногда - создать видимость лечения (предложить травяной чай или т.п.), но при этом уложить девочку в кровать на некоторое время, оставив без всяких развлечений. Нужно, чтобы болезнь не ассоциировалась у неë с праздником.
Конечно, нельзя полностью игнорировать жалобы на самочувствие, девочка должна знать, что еë здоровье - это ценность. К тому же важно не пропустить реальное ухудшение самочувствия.
Чтобы потребность во внимании удовлетворялась другим способом, каждый день говорите девочке, как замечательно иметь такую старшую дочь. Развешивайте еë рисунки и поделки по дому, показывайте всем, кто приходит в дом. Как можно больше обнимайте девочку, гладьте по голове. Смотрите с ней вместе фотографии, где она в том же возрасте, как братик. Не позволяйте окружающим дискриминировать интересы старшей сестры, усиленно обращайте на неë их внимание.
Если проблема будет нарастать, обратитесь за очной консультацией к детскому психологу.
Ребенок спит обняв что то,игрушку или подушку.Ему не хватает обнимашек? Это нормально?
Шафига Кафланова
Шафига Кафланова
Отвечает Кравцова Елена Михайловна
детский психолог
Здравствуйте! Для грамотного ответа на вопрос нужно знать возраст ребёнка и иметь представление об особенностях его характера. Согласно современным представлениям психологов, сон в обнимку с игрушкой не может говорить о дефиците внимания со стороны взрослых и/или о недостатке тактильного контакта. Возможно, ребёнок является кинестетиком, т.е. ему интересны и важны тактильные ощущения. Засыпая, он чувствует себя уютно в обнимку с чем-то мягким и тёплым. В таком случае малыша действительно нужно чаще обнимать и гладить, поскольку для него это особенно ценно. При этом, если никаких других признаков эмоционального неблагополучия не наблюдается (ребёнок хорошо играет, любопытен, отзывчив к доброжелательному общению, нормально ест и спит и т.п.), сон в обнимку с подушкой - безобидная привычка.
Здравствуйте. Сын этой осенью впервые пошел в детский сад, но адаптация проходит очень сложно. Утром истерики дома и в саду. Там в обед спать отказывается, поэтому воспитатель просит забирать его до сна, чтобы он не мешал спать другим детям. Но я боюсь, что так мы никогда не сможем остаться на полный день. Может, вообще отказаться от сада?
Нина
Нина
Отвечает Кравцова Елена Михайловна
детский психолог
Здравствуйте. Трудно ответить на вопрос, не зная возраста ребёнка. Процесс адаптации напрямую зависит от степени зрелости нервной системы ребёнка, от его готовности к самостоятельности. Некоторым малышам в 2 года очень трудно привыкнуть к учреждению, но те же дети в 4 года ходят в садик с удовольствием. Конечно, процесс адаптации связан не только с возрастом ребёнка, но и с его индивидуальными особенностями. Ранимые, чуткие, тревожные дети чувствуют себя в группе крайне дискомфортно. В детском саду у них нет ощущения безопасности. Чтобы понять, почему ребёнку не нравится детский сад, необходимо очно проконсультироваться с детским психологом. Если с момента первого похода в сад прошло уже больше полугода, а малыш всё ещё горько плачет по утрам и не хочет отпускать маму - это признак серьёзного эмоционального неблагополучия. Желательно сделать перерыв не менее, чем на полгода. За это время нервная система ребёнка  окрепнет, появится новый опыт, жизнь станет понятнее. Если такой возможности нет, попробуйте помочь малышу адаптироваться к садику при помощи простых игр:
1. Каждый день читайте  стихи про детский садик, про то, как и что там происходит. Стихи можно найти в Интернете (как периода СССР, так и современные).
2. Рассказывайте ребёнку про своё детсадовское прошлое, концентрируясь на всём хорошем, что там происходило. Но не в общих чертах: "Всё было замечательно, мне нравилось, кормили вкусно..." и т.д. Говорите о конкретных моментах, случаях, ваших воспитателях и друзьях.
3. Регулярно играйте с малышом в детский сад, тем самым показывая, как интересно там устроена жизнь и снижая тревогу. Пусть игрушки ходят в группу, занимаются, гуляют, обедают. Устройте спальню, раздевалку и т.п. Пусть будут воспитатели, охранник, вывеска, медсестра и всё-всё, на что у вас хватит фантазии.
Все эти приёмы необходимо использовать и в том случае, если сейчас вы сделаете перерыв в посещении садика. Так вы сможете подготовить ребёнка к возвращению в группу.
Добрый день! Саше 9 месяцев и в последнее время после укладывания на ночь, он просыпается через час и начинает сильно плакать. Еще час приходится с ним гулять по квартире, а в комнату категорически отказывается заходить, начинает опять плакать. Ночью спит хорошо, проблем вообще нет, днем укладываем во-время, спит 2 раза.  После часовой гулянки по квартире снова засыпает спокойно и спит до утра. Пробуждение ночью на еду. После спит опять.
 Анастасия
Анастасия
14 декабря 2021
Поведение
Отвечает Кравцова Елена Михайловна
детский психолог
Добрый день! Причиной пробуждения и слёз является какой-то дискомфорт. К сожалению, невозможно установить заочно, какой именно. Это могут быть болевые ощущения, перенапряжение нервной системы, страх, голод и т.п. Очень важно проконсультироваться с педиатром, который знает индивидуальные особенности ребёнка и условия его жизни. Самостоятельно нужно проанализировать рацион малыша (достаточно ли он получает питательных веществ; нет ли, наоборот, переедания) и обстоятельства перед сном. Полностью исключить нахождение ребёнка в одном помещении с включёнными экранами, не допускать просмотра телевизора в течение дня. Иногда нарушения сна связаны с естественными процессами созревания нервной системы. Очень важно в этот период снизить нагрузку на нервную систему ребёнка, избегать стрессов. Если проблема сохранится ближайший месяц, нужно пройти обследование у невролога.
Здравствуйте. Ребенку 1 год и 1 месяц. Как научить его есть из паучей и пить из трубочки. Пьет из чашки, которую держит взрослый, а поильников не признает категорически. Что можно предпринять?
 Наталья
Наталья
28 сентября 2021
Развитие (психолог)
Отвечает Кравцова Елена Михайловна
детский психолог
Здравствуйте. Дети в индивидуальные сроки созревают для освоения сложных навыков, вероятно, для вашего малыша ещё рано переходить на паучи и трубочки. Сейчас нужно отложить любые попытки научить ребёнка, примерно две недели к этому не возвращаться. При этом имеет смысл держать поильник на видном месте, чтобы он стал привычной и уютной вещью. Чтобы навык легче было развить, как можно чаще массируйте ручки малыша, играйте с ним в пальчиковые игры, предлагайте интересные и необычные предметы для ощупывания (например, пластилин или мешочки с мукой, строго под вашим присмотром). Когда вернётесь к обучению, действуйте сразу двумя способами. Во-первых, постоянно показывайте, как вкусно и удобно вам пользоваться поильником. Во-вторых, каждый день предлагайте малышу сок или пюре из упаковки, на которую вы можете слегка надавить, когда трубочка во рту у ребёнка. Возможно, первое время малыш будет возражать и даже выплёвывать продукты. Наберитесь терпения. И, самое главное, хвалите малыша за все его попытки, подчёркивайте, что получается всё лучше и лучше. Каждый раз говорите, какой он умница и что у него обязательно всё получится.
Нам уже 5 месяцев. Бывает, если чего-то испугается, вздрогнет и начнет сильно плакать. Что делать? Как долго такое поведение будет длиться?
 Анастасия
Анастасия
21 августа 2021
Поведение
Отвечает Кравцова Елена Михайловна
детский психолог
Здравствуйте. По описанию можно предположить, что речь идёт о нормальной реакции ребёнка на испуг. Для детей с высокой эмоциональностью, склонных к тревоге, вздрагивание и плач в ответ на сильный раздражитель - естественное поведение. Взрослым важно не увеличивать переживания ребёнка, не создавать ажиотаж в подобной ситуации. Спокойно обнять его, взять на руки, по возможности, унести подальше от пугающего фактора или отвлечь. Постепенно нервная система малыша окрепнет и он станет спокойнее реагировать на неожиданные звуки и т.п. Назвать конкретный возраст, когда малыш станет устойчивее к раздражителям, невозможно - всё зависит от его индивидуальных особенностей и стиля семейного воспитания. Отличить норму от патологии можно только при очном осмотре. Поэтому важно вовремя проходить обследование у невролога, т.е. посещать плановые диспансеризации, обсуждая со специалистом все ваши наблюдения за малышом.
Моему сыну 10 месяцев. Изначально когда  вводила прикорм, я совершила ошибку превратив еду в игру. Во время еды завлекала его игрушками, что бы он поел. Три дня назад сын закрыл рот и не берет ложку нивкакую, до истерики. Когда я беру ложку в руки он сразу начинает истерически плакать т. К. понимает, что я собираюсь его кормить. Сейчас он питается только из бутылки. Я четыре раза в день накладывают ему еду в тарелочку и даю ложку, что бы он приучался к самостоятельной еде. Но он пока не понимает, бъет ложкой по еде и всё. Я в тупике, не знаю как выйти из этой ситуации.
 Светлана
Светлана
Отвечает Кравцова Елена Михайловна
детский психолог
Здравствуйте. Самое главное - не бороться с ребёнком, не давить на него. Важно, чтобы еда не вызывала у него отрицательных эмоций и страха. Временно прекратите попытки научить малыша использовать ложку, разрешите есть из бутылки. Не ругайте и в целом не акцентируйте внимание на этой теме. При этом иногда кладите ложку рядом с ним во время приёма пищи и разрешайте манипулировать ею любым способом. Через месяц или около того начните снова предлагать еду с ложки. Во время игр кормите игрушечными ложечками машинки или плюшевых зверей, пусть они благодарят вас и радуются возможности есть ложкой. Всё получится.
Показано 10 из 26 вопросов
Загрузить ещё
Все вопросы Аллергия Вакцинация Другие вопросы педиатру Здоровье Прикорм Прорезывание зубов Развитие (педиатр) Рацион питания ребенка Режим Детский сад, обучение Другие вопросы психологу Общение со сверстниками Поведение Психология мамы Развитие (психолог) Наши эксперты