Мир детства — это мир игры. Ребёнок познаёт всё вокруг через игру, он воспроизводит действия взрослых понарошку, переживая при этом самые настоящие эмоции. Как научиться играть с ребёнком?
Малыш пробует свои силы во всём, до чего дотянется, и задача родителей — научить малыша играть, а после не мешать ему в играх. Это не такая уж и сложная наука — играть, просто родители немного забыли о ней, потому что выросли. Есть правила, следуя которым взрослые не только помогут малышу освоить навыки таких занятий, но и научатся получать удовольствие от совместных игр с детьми.
Научиться играть с ребёнком получится, если не делать этого через силу. Если сейчас ресурса родителя хватает только на то, чтобы почитать книгу за пять минут до сна, не надо пытаться спасать принцессу из башни или сражаться с воображаемым драконом. Ребёнок чувствует настрой взрослого, поэтому лучше честно сказать малышу, что у мамы или папы нет настроения. Взамен можно заняться вместе чем-то другим, а к игре вернуться позднее.
Как играть с ребёнком? Шумно и по всей квартире. На какое-то время родителям придётся смириться с тем, что идеально убранный дом превратится в место сражений инопланетян, после переквалифицируется в больницу для мягких игрушек, а потом перепрофилируется в кафе для динозавров. Если планируется урок танцев или постановка балета, нужно расчистить для них место, если ожидается дождь из лего — подготовить зонтик.
Начинать игру, как и любое другое дело, нужно только тогда, когда этого хочется ребёнку, когда он весел, бодр и активен. Нельзя заставлять ребёнка играть насильно.
Не стоит смешивать обучение с игрой. На время забав нужно отключить в себе учителя и наставника хотя бы на полчаса. Не надо комментировать, какого цвета кубики складываются в башню и из каких овощей будет вариться суп для симпатичного медведя. Овощи и цвета можно выучить после, а сейчас — просто поиграть.
Это значит, что если малыш играет в доктора и родитель — пациент, то надо стараться не спать, а действительно изображать пациента и участвовать в игре. Игра будет интереснее, если все будут активно играть свои роли.
Совсем маленькие дети попросту не знают, как играть. Поэтому сначала мама показывает, как собрать пирамидку, как построить башню, как можно озвучить перчаточную куклу и как вылечить зайца, и повторяет эти простые вещи не раз и не два. Дети сначала с удовольствием разбирают и обрушивают мамины постройки и только со временем начинают повторять её действия. Не стоит торопить малыша и предлагать игры, которые ему не понравились.
Дети могут просить прочитать одну и ту же книжку 500 раз, и с играми — то же самое. Малыши могут проводить чинное чаепитие каждый день на протяжении нескольких месяцев, а после до боли в горле играть в кафе-мороженое, выучить всех динозавров, которые поселятся на подоконнике в детской. Здорово вместе играть в любимые игры ребёнка, а чтобы внести разнообразие, можно воспользоваться правилом № 8.
У каждой игры есть правила и рамки, однако кто, как не мама, может их раздвинуть? Кто сказал, что хороводы водят только малыши, которые умеют ходить? Хоровод может быть и у мамы на руках. Кто сказал, что пирамидку можно собирать только в правильном порядке? Можно в любом, по цвету, например, или в обратном порядке.
Родители могут менять правила игры, подстраивая её под интересы и способности малыша. И параллельно с этим можно добавлять в игру новые элементы, которые, возможно, увлекут кроху не меньше прежних.
Импровизировать можно и нужно не только с игрушками, но и с самыми неожиданными предметами:
Ребёнок с энтузиазмом подхватит любую нетрадиционную игру, а родителям станет легче придумывать и радоваться.
Это непреложное правило: заканчивать играть прежде, чем малыш устанет. Пусть игры будут короткими, но повторяются многократно, если он того хочет. Игра не должна надоедать, она должна приносить только радость — радость открытий новых миров, способностей и возможностей. Задача родителя — повернуть ключ в двери в эти миры и тихонечко её приоткрыть.