Мелкая моторика имеет весомое значение для полноценного развития ребенка. Например, дети, у которых хорошо развиты мелкие движения рук, могут отличаться более выразительной речью, ловкостью и скоростью реакций и иметь красивый почерк. Родители, зная о важности развития мелкой моторики у детей, стараются уделять этому большое внимание в процессе их воспитания. Рассказываем, как развить мелкую моторику у ребенка в домашних условиях.
Чтобы понять, зачем нужна мелкая моторика, разберемся, что это вообще такое. Само понятие моторики подразумевает под собой любую двигательную активность человека, направленную на решение определенных задач. Различают крупную и мелкую (тонкую) моторику.
За что отвечает мелкая моторика в детском возрасте и почему так важно ее развивать? Мелкие движения лежат в основе большинства бытовых умений, творчества в любом его проявлении и правописания.
Многочисленные научные исследования также доказывают взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и развитием речи ребенка. Это связано с особенностями строения головного мозга человека, речевые зоны которого созревают под влиянием импульсов, поступающих при мелких и точных движениях. Таким образом, по мере созревания двигательной функции рук совершенствуется способность ребенка разговаривать.
На что еще может положительно влиять мелкая моторика:
Детская моторика развивается поэтапно: иногда процессы ее усовершенствования протекают постепенно, иногда — скачкообразно. В вопросах развития мелкой моторики существуют условные возрастные нормы. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок уникален и развитие его моторных навыков может также идти по индивидуальному графику, как и развитие других физиологических процессов, навыков и умений.
Что дает мелкая моторика для детей на первом году жизни?
Что помогает развивать мелкую моторику у детей до года?
В возрасте от года у малыша начинают активно развиваться общие двигательные способности: он учится ходить, бегать, прыгать. Параллельно начинают совершенствоваться тонкие движения рук. На этом фоне развиваются новые навыки. Например, малыш учится держать несколько предметов в одной руке, удерживать кружку или столовые приборы и одновременно использовать их, нажимать на кнопки интерактивной игрушки, удерживать карандаш и чертить им, собирать пирамидку или игрушку с вкладышами.
В этот период взросления многие малыши активно интересуются окружающей обстановкой: стараются открывать ящики и коробки, тянут за веревочки, поворачивают ручки, крышки и др.
Дети этого возраста с удовольствием знакомятся с материалами для творчества. Предпочтение чаще всего отдают пластилину и краскам, так как они привлекают их тактильно и визуально — пока что мастерить осознанные поделки крохам не по силам.
Что помогает развивать мелкую моторику детей от 1 года до 3 лет?
Ребенок в возрасте старше 3 лет приобретает всё больше новых навыков и умений, а тонкие движения его пальчиков становятся всё более ловкими. Например, он уже может держать карандаш тремя пальцами, чертит осмысленные линии и старается повторять простые фигуры и символы. Ближе к 5 годам совершенствуются навыки самообслуживания — например, дети сами могут расстегнуть и застегнуть молнию или пуговицы.
В этот период дети уверенно пользуются столовыми приборами, уже умеют делать несложные поделки из пластилина, могут на ощупь правильно определять фигуры.
Что развивает мелкую моторику детей от 3 до 5 лет?
В этом возрасте движения рук у детей становятся более гармоничными и координированными. Дошкольники уже в подготовительных группах детских садов учатся аккуратно вырезать фигурки из бумаги и клеить аппликации, лепить из пластилина поделки и украшать их различными элементами, собирать конструктор из мелких деталей или пазлы. Занимаясь с раскрасками, ребенок при желании может не выходить за край контура рисунка. Проблем не возникает и с пуговицами, шнурками, крючками на одежде и развязыванием простых узелков.
Что помогает развить мелкую моторику детям от 5 до 7 лет?
В начальных классах дети практически в совершенстве владеют мелкой моторикой рук и способны совершать такие же точные и ловкие движения, как взрослые. Для чего еще нужно развивать мелкую моторику у школьников? В возрасте 7–8 лет они могут рисовать четкие прямые линии, вырезать мелкие детали, пользоваться ножом, пришивать пуговицы. Однако в начале школьного пути ведущая кисть у ребенка быстро утомляется, поэтому у него не всегда получается одинаково красиво писать и рисовать. Со временем и практикой рука становится выносливее.
В этом возрасте дети совершают много однотипных движений пальцами, из-за чего может возникнуть перенапряжение одних мышц, тогда как другие будут не задействованы. Это связано не только с обучением письму (когда ребенок постоянно держит ручку или карандаш), но и с активным использованием гаджетов. Поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте чаще практиковать разнообразные упражнения для пальцев обеих рук.
Что развивает мелкую моторику у детей в младшем школьном возрасте?
Часто задаваемые вопросы:
Зависит от возраста ребенка. Например, в первые годы жизни уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речевыми способностями. В этом случае тренировка тонких движений рук помогает стимулировать развитие речи. По мере взросления ребенка занятия, где задействована моторика пальцев, продолжают оказывать благотворное влияние на умственную активность, помогая развивать внимание, воображение, креативность, дисциплину. В более зрелом возрасте развитая мелкая моторика не только полезна для интеллекта, но и помогает снизить последствия стресса.
Зоны точных движений и речи в головном мозге человека находятся рядом. Импульсы, поступающие при выполнении мелких движений, стимулируют развитие речевых зон.
Всю жизнь. Однако в дошкольном детстве этот процесс протекает быстрее и продуктивнее, чем в более поздние периоды. Поэтому так важно уделить внимание ее развитию в первые годы жизни малыша.
Мелкая моторика — это точечные движения, выполняемые небольшими мышцами кистей рук, которые требуют хорошей зрительно-моторной координации. Крупная моторика — это движения, где задействованы большие мышцы тела, они помогают передвигаться в пространстве, поддерживать положение, менять направление.
Многое зависит от состояния здоровья нервной системы и опорно-двигательного аппарата ребенка, а также от того, используются ли во время упражнений все пальцы руки. Большинство игр и тренировок задействует лишь большой, указательный и средний пальцы, хотя импульсы в кору головного мозга должны поступать и от остальных. В занятиях с детьми старше 2 лет особенно важно задействовать безымянный палец и мизинец. Для достижения эффекта от развития мелкой моторики нужно использовать изолированные движения каждого пальца, а также чередовать сжатие, растяжение и расслабление мышц. В этом поможет грамотная пальчиковая гимнастика.