В России сейчас настоящий бум методик раннего развития. Раньше все знали только о Никитиных и что-то краем уха слышали о Марии Монтессори. Сейчас повсеместно можно встретить приверженцев методики Гленна Домана и Масару Ибука, и тех, кто досконально изучил методику Зайцева и Макато Шичиды. А вот о занимательной методике Френе в России знают совсем и совсем немного, и очень даже зря.
Селестен Френе родился в 1896 года в маленьком городке на юге Франции. Учился он в простой деревенской школе, однако проявил незаурядные способности и решил стать учителем, для чего отправился учиться в Ниццу, но окончить обучение ему так и не удалось. Началась первая мировая война… Свою авторскую методику обучения и воспитания детей Френе разработал в 24 года! И тогда же открыл собственную школу.
Г.Селевко
В ней не было зубрежки и как таковой жесткой программы, зато была собственная типография, в которой дети перепечатывали лучшие сочинения на свободные темы.
Френе были близки и интересны многие идеи воспитания, такие как: идеи Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании, система реформированных школ X. Литца в Германии. Однако его педагогическая концепция в корне отличалась. Решающее значение в его методике имел опыт, который приобретает ребенок в школе, в семье, в процессе общения с окружающими.
Б.Вульфсон
Френе был убежден, что педагог должен развивать ребенка, помогать ему раскрывать свои потенциальные возможности, а как личность ребенок создает себя сам.
В школе Френе нет учебников, поскольку они навязывают взрослую точку зрения, и нет оценок, поскольку они не могут служить точным критерием знаний и умений ребенка. Зато в школе Френе ребенок волен сам выбирать себе одноклассников для каждого занятия. Дети учатся планировать свой день и распоряжаться своим временем. Согласитесь, это очень важное умение для современного мира.
По методике Френе дети учатся самостоятельно, обращаясь за помощью к учителю, если это им необходимо. Каждый урок – опыт или эксперимент. Зачем читать скучный параграф учебника, когда можно самолично посмотреть, как замерзает вода в пруду, или самостоятельно проверить, сколько времени требуется ростку, чтобы пробиться сквозь землю и превратиться в то или иное растение.
В первой половине дня одна группа учеников самостоятельно училась, в то время как остальные дети работали в саду или на огороде, на кухне или в мастерских. И до обеда же обсуждались "свободные тексты", то есть сочинения на свободную тему, в которых дети рассказывали о своих мечтах, друзьях, семье и проводились консультации по другим предметам.
С. Френе
А во второй половине дня ученики играли, занимались спортом и работали в мастерских. А вечером подводились итоги дня. Примечательно, что для каждого класса и для каждого ученика была разработана специальная программа, то есть по сути, обучение было индивидуальным. На прохождение программы давалось 2-3 недели, после которых воспитанник должен был отчитаться о пройденном и узнанном. Такой подход дисциплинирует.
Френе разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант – это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях, ни у какого народа.