Ребёнок никого не слушается

15.09.2021

Невозможно назвать возраст, в котором все без исключения дети становятся непослушными и своенравными. Всё зависит от темперамента малыша и стиля воспитания. Иногда взрослые ошибочно принимают за непослушание нормальное поведение ребёнка. Например, когда он не хочет уходить с детской площадки или не желает спокойно сидеть в очереди в поликлинике. Ребёнка журят и порицают, но дело в том, что малыши ситуативны. То, чего им хочется в данный момент, гораздо сильнее любых аргументов и увещеваний.

Запрещая что-то малышу, надо учитывать его возраст и характер. Вредно запрещать ребёнку делать то, что для него естественно и необходимо. Годовалый малыш в праве разбрасывать свои игрушки в разные стороны, ждать, пока их дадут обратно и снова кидать. Здоровый двухлетний ребёнок должен бегать, кричать, озорничать и т.п.

Мнение эксперта
Мы обратились с нашей темой к детскому и подростковому психологу Елене Михайловне Кравцовой. Она окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 2001 году, а среди её заслуг сотни статей и три книги в соавторстве.

Елена Михайловна не останавливается на достигнутом: обучение и повышение квалификации, а также освоение новых техник работы продолжается до сих пор. Консультирует родителей, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

По её словам, воспитание собственных детей помогает относиться к работе творчески, поскольку нет ничего универсального и незыблемого в детской психологии.

Нужны ли запреты

Воспитывая детей, невозможно обойтись без ограничений и запретов. Ребёнок, который не знает, что значит «нельзя», не научится контролировать свои желания и управлять своим поведением. Действовать по правилам и налаживать отношения с людьми он не сможет. Став взрослым, такой человек не сумеет почувствовать границ допустимого поведения. Он легко попадёт в дурную компанию и не сможет вовремя остановиться.

Вот почему с самого раннего возраста в семье должно существовать «нельзя». Но принципиально важно, чтобы запреты были разумными и обоснованными. Категорическое: «Нельзя так делать!» может звучать только тогда, когда действия малыша опасны для него самого или наносят какой-либо вред окружающим.

Например, нельзя дёргать других детей за волосы или кидаться в них песком. Нельзя выбегать на проезжую часть и т.п. При этом нужно показывать малышу, как действовать можно: дёргать за волосы никого нельзя, а гладить по голове можно; кидаться песком нельзя, а сыпать его в ведро можно.

Важно создать не систему запретов, а условия жизни, в которых дети будут с удовольствием изучать окружающий мир, не вздрагивая от постоянных: «Нельзя!» Не хотите, чтобы крупа и мука были разбросаны – поставьте их повыше. Нельзя рисовать на обоях – повесьте огромный лист бумаги, на котором можно. Если хотите, чтобы в путешествии малыш не скандалил, вместо того, чтобы ругать его, заранее приготовьте игрушки, книжки, другие развлечения, которые его займут. А когда он устанет, разрешите встать с места, пройтись и т.п.

Если малыш не слушается

Главное соблюдать 3 правила:

  1. стараться отвлечь ребёнка от недопустимого поведения, переключить его на увлекательную игру, в которой он будет учиться вести себя конструктивно;
  2. если отвлечь не получается и малыш продолжает делать то, что запретили, должен сработать «закон естественных последствий». Не хочешь вести себя хорошо, не можешь переключиться – терпи лишения (уходим с детской площадки, прячем игрушку, которой ты дерёшься и т.п.);
  3. полностью отказаться от физических наказаний и от угроз («сейчас по попе получишь» и т.п.). Страх наказания может остановить недопустимое поведение, но приведёт к развитию негативных черт личности: агрессивности и склонности обижать более слабых.

Детям нужно знать причину запретов. Важно аргументировать свои требования понятными словами, с примерами. Это помогает малышам узнать мир, в котором они живут, освоить культурные традиции (например, не принято показывать пальцем на людей).

Количество ограничений должно быть минимальным. Дети, которых слишком строго контролируют, вырастают очень злобными. Взрослые часто их одёргивают: «Не сиди на снегу!», «Не ковыряй в носу!», «Не бегай!», «Не кричи!» У таких малышей нет возможности выплеснуть энергию и делать то, что хочется. Они испытывают естественное раздражение, которое накапливается и превращается в настоящую агрессию. Ребёнок больше не реагирует на слово «нельзя», он специально нарушает запреты, отстаивая таким образом право на активное поведение.

Как сохранить авторитет взрослого

Для того, чтобы дети с раннего возраста чувствовали уважение и доверие к авторитету взрослых, нужна последовательность. Категорические запреты должны быть непререкаемыми. Самое плохое, что может сделать взрослый – это разрешить заболевшему малышу что-либо обычно запрещенное (например, играть без ограничения на планшете или смотреть мультфильмы). Так родители показывают детям, что взрослые не держат слово.

Не менее важно, чтобы действия взрослых были согласованны. Родителям нужно договориться запрещать и разрешать малышу одно и то же, действуя в едином стиле. Иначе можно запутать малыша и создать у него двойственную картину мира. Например, при маме нельзя прыгать на матрасе, а при папе можно. В таком случае у детей развиваются нехорошие черты личности – они учатся хитрить и даже ссорить между собой родителей.


Комментарии
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта, персонализировать рекламные объявления и другие материалы, обеспечивать работу функций социальных сетей и анализировать сетевой трафик. Мы передаем информацию об использовании вами нашего веб-сайта своим партнерам по социальным сетям, рекламе и аналитическим системам.  
Подробнее...