Общаясь с другими людьми, мы часто сравниваем свои достижения с тем, что умеют и делают друзья, коллеги, знакомые родители. Иногда расстраиваемся, иногда радуемся, иногда завидуем. Многие из нас выросли в семьях, где было принято обращать внимания на чужие успехи, ставить в пример других детей. И многие помнят, как это обидно — когда тебя сравнивают с соседской девочкой. А ведь она совсем другой человек!
Постоянно общаясь с другими людьми, невольно сравниваешь себя и своего ребёнка с ними. Так устроена наша психика, так работает наше мышление. Это нормально! Больше того, сравнение не всегда имеет вредные последствия. Если оно принимает форму констатации факта (соседский малыш умеет считать до 10, а ваш пока не умеет, зато он может сам раскачиваться на качелях и т.п.) или стимулирует взрослых на освоение чего-то нового (например, увидев, что ровесники вовсю катаются на велосипедах, родители начинают учить этому своего малыша), то негативные последствия не столь значительны.
Иногда даже наоборот, это полезно. Поэтому не стоит отучать себя от сравнений. Гораздо важнее научить себя принимать и ценить ситуацию такой, какая она есть.
Созревание различных сфер личности происходит у всех детей в разное время. Другими словами, каждый ребенок – индивидуальность со своим темпом развития и особенностями. Все нормы психического развития, описанные в специализированной литературе, условны и являются только ориентиром для заботливых родителей.
Конечно, бывает, что дети действительно отстают в развитии и требуется помощь специалиста. Так, если родители замечают у малыша старше полугода полное отсутствие интереса к игрушкам, у ребёнка 3-4 лет постоянную агрессивность по отношению к другим малышам, или их тревожат другие повторяющиеся симптомы, необходимо обратиться за консультацией к неврологу и к психологу.
Однако в большинстве случаев процесс развития малыша протекает нормально. А сравнивать имеет смысл только достижения ребёнка в прошлом с его же достижениями в настоящем.
Если ребёнку постоянно говорят, что он лучше других, то у него формируется завышенная самооценка. Он не может адекватно понимать свои способности, болезненно реагирует на любую критику, не принимает проигрыши и требует признания со стороны окружающих безо всяких на то оснований.
Малыш может вести себя очень активно, с воодушевлением браться за сложные дела, но не станет доводит их до конца, сталкиваясь с трудностями. Услышав замечание в свой адрес, ребёнок может демонстративно расплакаться или нагрубить.
Ребенок станет стремиться удержать репутацию самого лучшего, но постарается сделать это без усилий. Он будет требовать от окружающих поклонения, но учиться чему-то и развиваться не захочет. Встреча с реальностью — например, в группе детского сада или в школе — приносит ему много боли.
Если ребёнка сравнивают с другими уничижительным смыслом («Оля и Катя лучше тебя!»), то у него формируется заниженная самооценка. Это приводит к замкнутости, пассивности, нерешительности и обидчивости. Если ему постоянно объясняют, что он хуже других, на его развитии, скорее всего, это отразится негативно. Такое сравнение вызывает неуверенность в себе, из-за чего пропадает желание что-либо делать. Ребёнок привыкает к мысли, что он «не тянет» и ничего у него не получится. Он не хочет браться за незнакомое дело, потому что не верит в свои силы.
Такой малыш молчалив, он предпочитает быть один и боится привлекать к себе внимание. Низкая самооценка проявляется иногда в скованных движениях ребенка. Или в защитной агрессии. Например, если взрослые или сверстники слишком настойчиво чего-то требуют, ребенок может в отчаянии даже драться или кусаться.
Систематическое сравнение, с нажимом на «больные места», отразится негативно. Совсем необязательно это будет выражаться в открытом противостоянии, драках или неприятии друг друга. В каждой семье картина будет своя. Одно можно сказать с уверенностью – в отношениях братьев и сестёр всегда будут напряжение, неприятный осадок. Это оттолкнёт детей друг от друга.
Детей раннего и дошкольного возраста лучше всего мотивируют:
Эти методы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании.