Дети иногда не дают родителям заскучать! Они шалят, разбрасывают игрушки, виртуозно пачкаются и не желают надевать варежки даже в лютый мороз. Почему так происходит? В этой статье разбираемся в природе непослушания и рассказываем, что делать, если дети не слушаются. Спойлер: это нормально!
Главные причины непослушания можно условно разделить на две группы:
В первом случае непослушание связано с возрастными кризисами и/или незрелостью детской нервной системы. К примеру, маме может казаться, что малыш назло ей пытается прыгнуть в лужу, несмотря на строгий запрет. Однако в силу возраста и психологических особенностей у детей до 6-7 лет желания и любопытство оказываются сильнее требований взрослых. Да и как устоять перед такой заманчивой глубокой лужей и брызгами?! Значение имеет и темперамент ребенка: активные и подвижные дети чаще нарушают правила, потому что им сложнее держать себя в руках.
Чем старше ребёнок, тем лучше он может контролировать свое поведение. Если младшеклассник постоянно нарушает правила и совершенно не умеет сдерживать непосредственные желания, вероятна задержка развития или другие нарушения. Здесь требуется помощь специалистов, медиков и психологов.
Со второй группой причин разобраться не так просто. Взрослые нередко сетуют, что им достался «непослушный» ребенок, тогда как причина кроется в них самих. А точнее, в систематических ошибках воспитания:
Особенно распространенная ошибка взрослых – считать непослушанием то, что им на самом деле не является. Не стоит преждевременно ожидать от детей ответственного поведения или запрещать им быть активными и любопытными.
Если родители практически на каждом шагу запрещают что-то маленькому ребенку или игнорируют его желания, ему ничего не остается, кроме как нарушать запреты, чтобы добиться желаемого.
Ребенку нужно давать свободу, соответствующую возрасту и не угрожающую его здоровью и безопасности. В 3 года малыш не может сам выбирать, когда ему ложиться спать, но может решить, какую футболку надеть на улицу.
Если взрослые сегодня строго-настрого запрещают что-то, а завтра разрешают, ребенок оказывается растерян, дезориентирован и перестает воспринимать требования.
Детям нужны границы! Не стоит задаваться вопросом, почему ребенок не слушается, если взрослые позволяют ему практически любое поведение.
В семье не должно быть «хороших» и «плохих» полицейских. Если мама что-то запретила, папа не должен этого разрешать. Это правило касается и бабушек с дедушками. Необходимо обсудить с ними главные «можно» и «нельзя».
Ребенок постарше может не слушаться родителей и нарушать правила, пытаясь привлечь к себе внимание. Это часто говорит о серьезных проблемах в семейных отношениях. Если решить их самостоятельно не получается, можно обратиться к психологу.
На вопрос «Что делать с непослушными детьми?» нет однозначного ответа. Совершенно точно не стоит на них кричать и наказывать! А остальное зависит от ситуации, характера и состояния малыша. Разберем на примерах типичные проблемы.
Часто бывает так, что ребенок, перевозбудившись, не может уснуть: балуется, капризничает, просит то попить, то поесть… Как быть? Помогите малышу успокоиться: сделайте ему легкий массаж, почитайте любимую книжку, устроившись в обнимку под теплым одеялом или угостите полезным кисломолочным «Биолактом». Он может стать частью ежедневного ритуала, который поможет ребенку подготовиться ко сну.
Если причина, к примеру, в игрушке, которую вы отказались купить, попробуйте отвлечь внимание ребенка, переключив его на что-то другое.
У маленьких детей нет представлений о нормах поведения. Увидев желанную игрушку у другого ребенка, малыш может попытаться ее отнять. Это не значит, что он плохой! Объясните доступным языком, почему так нельзя поступать, посоветуйте поставить себя на место того, у кого отнимают игрушку. Проявите твердость: если ребенок не останавливается, уведите его от других детей. И уважайте решение малыша, если он сам не хочет делиться с другими.
Причина обязательно есть и важно ее найти. Быть может, у малыша что-то болит или он устал? Помните, что капризное поведение всегда является сигналом о том, что малышу дискомфортно.
Скорее всего, малыш увлечен другим делом и совершенно искренне не замечает и не запоминает, чего хотят взрослые. Здесь помогут терпение, доброжелательность и настойчивость.
Чтобы разобраться в том, почему дети не слушаются, важно обратить внимание на возрастные особенности их развития.
Возраст |
Описание |
Советы психолога |
2-4 года |
Способности ребенка к саморегуляции неразвиты, поведение зависит от ситуации и самочувствия. Требования взрослых имеют меньше значения, чем желания. Дети активно познают мир и проявляют интерес к общению, тем самым собирая «материал» для развития. Постепенно формируется тяга к самостоятельности. |
Не стоит запрещать ребенку делать то, что для него естественно и необходимо. Здоровый двухлетний малыш должен бегать, кричать и хватать руками все подряд! В этой ситуации родителю необходимо создать для малыша безопасную обстановку, быть внимательным, последовательным и терпеливым, постепенно рассказывая об устройстве мира и нормах поведения. |
5-7 лет |
Способность контролировать свое поведение возрастает, но еще несовершенна. Для дошкольников характерен эгоцентризм, им трудно учитывать потребности других людей. |
Ребенку по-прежнему нужны запреты, но важно, чтобы они были разумными и обоснованными. Родителям необходимо объяснять свои требования понятными словами, с примерами, проявляя последовательность и согласованность. Большую роль играет поддержание постоянного режима дня. |
8-12 лет |
Ребенок может управлять своим поведением, сдерживать желания, преодолевать затруднения. Требования авторитетных взрослых не вызывают сопротивления. Но детям трудно заставлять себя делать что-то неинтересное или неважное для них. Например, убирать комнату или мыть посуду. Такие требования часто забываются. |
Важно помнить, что требования к ребенку должны соответствовать его возможностям. Конфликты могут возникать из-за чрезмерной нагрузки. Взрослым необходимо терпеливо напоминать детям о важных делах и спокойно аргументировать свои требования. Ответственность за некоторые бытовые и школьные обязанности стоит передать самому ребенку. |
13-16 лет |
Появляется потребность в независимости и желание хранить в тайне от взрослых, некоторые стороны своей жизни. Это нормально и даже желательно. Растут требования со стороны школы, увеличивается нагрузка. Непослушание возникает по принципу защитной реакции против требований, воспринимаемых подростком как ограничение свободы. |
Самое главное – сохранить доверительные отношения и авторитет взрослого. Важно обеспечить подростку адекватную самостоятельность и ослабить контроль в тех областях, где ответственность может лежать на самом ребенке. |
С точки зрения возрастной психологии, в поведении ребенка отражаются его индивидуальные особенности и то, в какой обстановке он растет. Постоянное или нарастающее нежелательное поведение – признак неблагополучия и сигнал, что ребенку нужна помощь.
Оценивая поведение детей, мы иногда произносим фразу «ты себя плохо/хорошо ведешь». Однако таким способом невозможно решить проблему.
Лучшая стратегия, если сын или дочка систематически не слушаются, – разобраться в причинах отклонений в поведении. Сделать это можно только в том случае, если родители не предъявляют завышенных требований, а в семье существуют доверительные отношения. Помогут внимание со стороны взрослых, совместные занятия, небольшие поощрения, теплые слова… Проводите как можно больше времени вместе! Заботу о здоровом питании ребенка оставьте детскому питанию «ФрутоНяня».
Что делать, если ребенок не слушается? Прежде всего — понять, не пытаетесь ли вы подменить понятия «хорошее поведение» и «поведение, удобное родителю». Дети вообще ужасно «неудобные»: не хотят спокойно сидеть в коляске, с азартом тянут в рот песок, просыпаются среди ночи… И это нормально!
Важно отличать простое непослушание, связанное с особенностями возраста или несовершенствами воспитания, от поведения, вызванного патологией нервной системы и/или нарушением семейных отношений. Для того, чтобы отличить одно от другого и вовремя принять меры, необходима профессиональная помощь (психологов и медиков).
Мы собрали советы психологов, которые помогут разобраться в том, что можно и чего нельзя делать с непослушным ребенком:
Дети не рождаются послушными или непослушными. Очень многое зависит от того, как их воспитывать.
Часто задаваемые вопросы:
Чтобы легче справиться с расширением рациона, предлагайте малышу как можно чаще разнообразные (по составу и способу подачи) блюда. Это будет стимулировать пищевой интерес ребенка. Небольшое количество нового продукта также можно подмешать в любимое блюдо малыша или добавить в новый продукт немного грудного молока или привычной для малыша детской молочной смеси.
Исследования показывают, что через некоторое время после проступка (иногда даже годы спустя), большинство детей не помнят, что сделали не так. А вот наказание и негативные эмоции, связанные с ним, не забывают! Поэтому самым эффективным наказанием можно назвать наступление естественных последствий. Объясните непослушному ребенку, что, если он отбирает чужие игрушки или кидается песком, придется пойти домой вместо прогулки. Подчеркните, почему нельзя так поступать, сделайте акцент на чувствах. Важно говорить об этом спокойно и только в тех случаях, когда поведение ребенка вредно для него самого или других людей.
Необходима консультация специалиста. Лучшим питанием для ребенка первого года жизни является грудное молоко. Сведения о возрастных ограничениях применения продукта смотрите на индивидуальной упаковке. Реклама. АО «ПРОГРЕСС». ОГРН 1024840823996. Erid: 2SDnjdzxT8X