Жевательные навыки и речь: в чём связь

6888 просмотров
24 декабря 2021

Одним из самых главных умений человека является способность к коммуникации, передаче и восприятию мыслей, чувств и потребностей. Именно это определяет социализацию личности, возможность её созидательного развития в обществе. И основным механизмом коммуникации является речь.

Как развивается речь у младенцев

У младенца речь появляется не сразу и является отражением наивысшего раскрытия функционирования различных областей (или центров) коры головного мозга.

Сначала коммуникация младенца происходит через тактильные ощущения, но рот и язык, которые в скором времени станут механизмами реализации экспрессивной, т.е. разговорной речи, участвуют в коммуникации практически с первых минут. Ребёнок сосёт, всё берёт в рот, изучает языком, гулит, обращаясь к предметам. Гуление проходит разные стадии – сначала отдельные короткие звуки, чаще простые в произношении гласные. Потом добавляются согласные – короткие «агу», которые постепенно становятся напевнее, появляется множество гласно-согласных звуков, которые ребёнок произносит бессознательно, но всё же прислушиваясь к ним.

Далее появляются слоги «ма-ма-ма-ма», «па-па-па-па», которые ребёнок распевает, интонирует на разные лады. И только потом становится возможным обозначение предметов, одинаково повторяя некие звукосочетания. Параллельно с этим развивается понимаемая речь – малыш понимает обращённую к нему речь, выполняя просьбы-тесты, задания, которые постепенно усложняются – от простых «дай игрушку» (1- 1.5 года), к сложным и многоступенчатым «принеси из коридора твою зимнюю шапочку» (1.5-2 года). Вслед за развитием понимаемой речи приходит и экспрессивная, разговорная речь, также усложняясь от простого к сложному.

Пора к логопеду?

Таков путь развития речи в норме. Но далеко не у всех детей он происходит так поступательно, как описано выше. На сегодня экспрессия речи задерживается у многих малышей.

В настоящее время примерно 25% детей в детскому саду нуждаются в помощи логопеда. В середине 70-х годов таковых было только 4%. При поступлении в детский сад в 3-х летнем возрасте практически четверть детей имеют нарушение становления речи относительно предшествующих стандартов. Словарный запас детей в 3 года в 3-5 раз меньше нормативного, а около 10% детей к 3-х летнему возрасту, при высоком уровне понимаемой речи, имеют только несколько слов-обозначений в словарном запасе.

В некоторых странах Европы ситуация с задержкой экспрессивной, разговорной речи стала настолько распространённой, что и у родителей, и у врачей до возраста 3-х лет не вызывает особых волнений, тем более что никакого медицинского воздействия на ее появления практически нет.

Вторичные причины задержки речи

Есть несколько довольно редких состояний и заболеваний у детей, при которых речь не формируется. Это так называемые вторичные задержки речи (в том числе, на фоне заболеваний).

  • При неврологических заболеваниях
  • При генетических заболеваниях
  • При тугоухости
  • При психических и поведенческих нарушениях
  • При дефектах строения губ, зубов, твердого и мягкого неба
  • При повреждении голосовых связок в связи с длительным стоянием интубационной трубки у недоношенных детей.
  • После тяжелых инфекционных заболеваний с поражением нервной системы.

Все эти состояния требуют врачебной оценки, раннего выявления и лечения, что может дать возможность формирования речи при исчезновении причины её вызвавшей. Так ранняя диагностика тугоухости на первом году жизни позволяет своевременно провести хирургическую коррекцию, подобрать слуховой аппарат, и не ограничивать развитие речи. Аналогично и при необходимости прибегают к хирургической коррекции дефектов строения ротовой полости.

Понятно, что в случаях с тяжелыми генетическими заболеваниями, при поражении нервной системы, возможности реабилитации достаточно ограничены. К счастью, частота этих заболеваний достаточно небольшая.

Первичные причины задержки речи

Значительно чаще задержка формирования речи возникает у совершенно здоровых детей. Это первичные причины задержки речи.

Причины позднего формирования речи у здоровых детей на сегодня изучаются, и пока только предполагаются, но точного определения, почему сегодня всё больше увеличивается число поздно заговоривших детей — нет.

Вместе с тем, все эти предполагаемые причины можно разделить на 3 группы:

  1. Некий «поздний старт созревания» центра экспрессии речи. Именно на воздействие на укрепление межнейронных связей между центрами надеются врачи, назначая этим детей лекарственные средства, направленные на улучшение процессов обмена в клетках мозга.
  2. Связь с неразработанным артикуляционным механизмом речи – слабая подвижность языка, губ, околоротовых мышц и мышц дна ротовой полости.
  3. Интенсивное обучение ребенка – поток информации, множество звуков, особенности речи в семье, форма общения с ребенком. Гиперопека.

Ведущий ребенка врач-педиатр может уже с первых дней жизни ребенка готовить семью к тому, что возможно сделать для более быстрого развития разговорной речи.

  • Прежде всего своевременно обсудить с родителями как связана игра с ребенком, кормление ребенка, общение с ним, атмосфера в доме с речью и начинать эту работу надо буквально с первых месяцев жизни.
  • С ребенком надо много и правильно разговаривать, но при этом контролировать громкость фоновых звуков. Исключить постоянную фоновую музыку, включенный телевизор, громкие голоса в доме, так как фоновые звуки тормозят межнейронные сигналы, которые необходимы для создания перехода между центром понимаемой и экспрессивной речи.
  • Развивать двигательную активность, это способствует желанию коммуникации.
  • Развивать мелкую моторику, «речь находится на кончиках пальцев младенца». В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг от друга и тесно взаимосвязаны.
  • Заниматься артикуляционной гимнастикой – звукоподражанием.
  • Проводить поглаживание, массаж околоротовой области, щек, дна ротовой полости.
  • Вводить прикорм, давая еду с ложечки.
  • Обучать жеванию как можно раньше.

Как жевание стимулирует речь

Лучшим массажем околоротовой области ребенка является обучение его жеванию, и связанный с этим наиболее быстрый переход на еду ложечкой. Конечно, первоначально это должна быть гомогенезированная пища, чтобы ребенок только учился захватывать губами порцию, перемещать её в ротовой полости для формирования пищевого комка, и проглатывать, не поперхиваясь. Но как только ребенок научится это сделать, надо стремиться переходить на менее гомогенизированную пищу, чтобы процесс пережевывания (даже деснами!) становился более интенсивным.

Я часто слышу от родителей «он/она/ попёрхивается, вырывает, выплевывает, я боюсь, что ребенок подавится», что заставляет идти по пути наименьшего сопротивления. Конечно, когда-нибудь ребенок научится жевать, но не сетуйте на то, что заговорит он поздно и иногда неполным словом, так как произношение длинных слов, требующее определенного уровня развития артикуляционного аппарата, будет замедленно. Надо сказать, что иногда ситуация длительной гомогенизации пищи неизбежна, например у детей с особенностями развития, у недоношенных детей. В этой ситуации, необходима беседа с родителями, как другими способами укреплять мышцы языка и ротовой полости – самим или с помощью специалиста-логопеда.

Если родители помнят и понимают взаимосвязь между жеванием, формированием речи и общим интеллектуальным развитием ребенка, они направят свои усилия и обсуждение с педиатром как и когда возможно в питании данного ребенка начинать переход от жидкой гомогенной консистенции еды к более сложной, к кусочкам, хотя бы во время «перекусов» для обучения ребенка жеванию, активизации и укрепления артикуляционного аппарата.

Кешишян Елена Соломоновна
Педиатр-неонатолог, детский невролог, доктор медицинских наук, главный педиатр АО Ильинская больница
Содержание
Время чтения: ~ 5 мин
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к статьям
Вам может быть интересно
Во сколько дети должны ложиться спать Во сколько дети должны ложиться спать
Когда дети начинают держать голову самостоятельно Когда дети начинают держать голову самостоятельно
Как научить ребенка ползать Как научить ребенка ползать