Одним из самых главных умений человека является способность к коммуникации, передаче и восприятию мыслей, чувств и потребностей. Именно это определяет социализацию личности, возможность её созидательного развития в обществе. И основным механизмом коммуникации является речь.
У младенца речь появляется не сразу и является отражением наивысшего раскрытия функционирования различных областей (или центров) коры головного мозга.
Сначала коммуникация младенца происходит через тактильные ощущения, но рот и язык, которые в скором времени станут механизмами реализации экспрессивной, т.е. разговорной речи, участвуют в коммуникации практически с первых минут. Ребёнок сосёт, всё берёт в рот, изучает языком, гулит, обращаясь к предметам. Гуление проходит разные стадии – сначала отдельные короткие звуки, чаще простые в произношении гласные. Потом добавляются согласные – короткие «агу», которые постепенно становятся напевнее, появляется множество гласно-согласных звуков, которые ребёнок произносит бессознательно, но всё же прислушиваясь к ним.
Далее появляются слоги «ма-ма-ма-ма», «па-па-па-па», которые ребёнок распевает, интонирует на разные лады. И только потом становится возможным обозначение предметов, одинаково повторяя некие звукосочетания. Параллельно с этим развивается понимаемая речь – малыш понимает обращённую к нему речь, выполняя просьбы-тесты, задания, которые постепенно усложняются – от простых «дай игрушку» (1- 1.5 года), к сложным и многоступенчатым «принеси из коридора твою зимнюю шапочку» (1.5-2 года). Вслед за развитием понимаемой речи приходит и экспрессивная, разговорная речь, также усложняясь от простого к сложному.
Таков путь развития речи в норме. Но далеко не у всех детей он происходит так поступательно, как описано выше. На сегодня экспрессия речи задерживается у многих малышей.
В настоящее время примерно 25% детей в детскому саду нуждаются в помощи логопеда. В середине 70-х годов таковых было только 4%. При поступлении в детский сад в 3-х летнем возрасте практически четверть детей имеют нарушение становления речи относительно предшествующих стандартов. Словарный запас детей в 3 года в 3-5 раз меньше нормативного, а около 10% детей к 3-х летнему возрасту, при высоком уровне понимаемой речи, имеют только несколько слов-обозначений в словарном запасе.
В некоторых странах Европы ситуация с задержкой экспрессивной, разговорной речи стала настолько распространённой, что и у родителей, и у врачей до возраста 3-х лет не вызывает особых волнений, тем более что никакого медицинского воздействия на ее появления практически нет.
Есть несколько довольно редких состояний и заболеваний у детей, при которых речь не формируется. Это так называемые вторичные задержки речи (в том числе, на фоне заболеваний).
Все эти состояния требуют врачебной оценки, раннего выявления и лечения, что может дать возможность формирования речи при исчезновении причины её вызвавшей. Так ранняя диагностика тугоухости на первом году жизни позволяет своевременно провести хирургическую коррекцию, подобрать слуховой аппарат, и не ограничивать развитие речи. Аналогично и при необходимости прибегают к хирургической коррекции дефектов строения ротовой полости.
Понятно, что в случаях с тяжелыми генетическими заболеваниями, при поражении нервной системы, возможности реабилитации достаточно ограничены. К счастью, частота этих заболеваний достаточно небольшая.
Значительно чаще задержка формирования речи возникает у совершенно здоровых детей. Это первичные причины задержки речи.
Причины позднего формирования речи у здоровых детей на сегодня изучаются, и пока только предполагаются, но точного определения, почему сегодня всё больше увеличивается число поздно заговоривших детей — нет.
Вместе с тем, все эти предполагаемые причины можно разделить на 3 группы:
Ведущий ребенка врач-педиатр может уже с первых дней жизни ребенка готовить семью к тому, что возможно сделать для более быстрого развития разговорной речи.
Лучшим массажем околоротовой области ребенка является обучение его жеванию, и связанный с этим наиболее быстрый переход на еду ложечкой. Конечно, первоначально это должна быть гомогенезированная пища, чтобы ребенок только учился захватывать губами порцию, перемещать её в ротовой полости для формирования пищевого комка, и проглатывать, не поперхиваясь. Но как только ребенок научится это сделать, надо стремиться переходить на менее гомогенизированную пищу, чтобы процесс пережевывания (даже деснами!) становился более интенсивным.
Я часто слышу от родителей «он/она/ попёрхивается, вырывает, выплевывает, я боюсь, что ребенок подавится», что заставляет идти по пути наименьшего сопротивления. Конечно, когда-нибудь ребенок научится жевать, но не сетуйте на то, что заговорит он поздно и иногда неполным словом, так как произношение длинных слов, требующее определенного уровня развития артикуляционного аппарата, будет замедленно. Надо сказать, что иногда ситуация длительной гомогенизации пищи неизбежна, например у детей с особенностями развития, у недоношенных детей. В этой ситуации, необходима беседа с родителями, как другими способами укреплять мышцы языка и ротовой полости – самим или с помощью специалиста-логопеда.
Если родители помнят и понимают взаимосвязь между жеванием, формированием речи и общим интеллектуальным развитием ребенка, они направят свои усилия и обсуждение с педиатром как и когда возможно в питании данного ребенка начинать переход от жидкой гомогенной консистенции еды к более сложной, к кусочкам, хотя бы во время «перекусов» для обучения ребенка жеванию, активизации и укрепления артикуляционного аппарата.