Занимательная методика Френе

12168 просмотров
15 июля 2019

В России сейчас настоящий бум методик раннего развития. Раньше все знали только о Никитиных и что-то краем уха слышали о Марии Монтессори. Сейчас повсеместно можно встретить приверженцев методики Гленна Домана и Масару Ибука, и тех, кто досконально изучил методику Зайцева и Макато Шичиды. А вот о занимательной методике Френе в России знают совсем и совсем немного, и очень даже зря.

О создателе методики

Селестен Френе родился в 1896 года в маленьком городке на юге Франции. Учился он в простой деревенской школе, однако проявил незаурядные способности и решил стать учителем, для чего отправился учиться в Ниццу, но окончить обучение ему так и не удалось. Началась первая мировая война… Свою авторскую методику обучения и воспитания детей Френе разработал в 24 года! И тогда же открыл собственную школу.

Френе создал прообраз программированного обучения – обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием. Каждый ученик составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы.

Г.Селевко

В ней не было зубрежки и как таковой жесткой программы, зато была собственная типография, в которой дети перепечатывали лучшие сочинения на свободные темы.

Френе были близки и интересны многие идеи воспитания, такие как: идеи Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании, система реформированных школ X. Литца в Германии. Однако его педагогическая концепция в корне отличалась. Решающее значение в его методике имел опыт, который приобретает ребенок в школе, в семье, в процессе общения с окружающими.

Учебная работа в школе Френе часто выглядит как цепь творческих актов, что повышает самостоятельность и заинтересованность детей, прививает вкус к приобретению новых знаний, дает почувствовать радость открытия.

Б.Вульфсон

Френе был убежден, что педагог должен развивать ребенка, помогать ему раскрывать свои потенциальные возможности, а как личность ребенок создает себя сам.

В школе Френе нет учебников, поскольку они навязывают взрослую точку зрения, и нет оценок, поскольку они не могут служить точным критерием знаний и умений ребенка. Зато в школе Френе ребенок волен сам выбирать себе одноклассников для каждого занятия. Дети учатся планировать свой день и распоряжаться своим временем. Согласитесь, это очень важное умение для современного мира.

По методике Френе дети учатся самостоятельно, обращаясь за помощью к учителю, если это им необходимо. Каждый урок – опыт или эксперимент. Зачем читать скучный параграф учебника, когда можно самолично посмотреть, как замерзает вода в пруду, или самостоятельно проверить, сколько времени требуется ростку, чтобы пробиться сквозь землю и превратиться в то или иное растение.

Один день в школе Френе

В первой половине дня одна группа учеников самостоятельно училась, в то время как остальные дети работали в саду или на огороде, на кухне или в мастерских. И до обеда же обсуждались "свободные тексты", то есть сочинения на свободную тему, в которых дети рассказывали о своих мечтах, друзьях, семье и проводились консультации по другим предметам.

«Задача школы — культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного — в чтении, у другого — в математике, у третьего — в рисовании, у четвертого — организаторские способности».

С. Френе

А во второй половине дня ученики играли, занимались спортом и работали в мастерских. А вечером подводились итоги дня. Примечательно, что для каждого класса и для каждого ученика была разработана специальная программа, то есть по сути, обучение было индивидуальным. На прохождение программы давалось 2-3 недели, после которых воспитанник должен был отчитаться о пройденном и узнанном. Такой подход дисциплинирует.

Правила Френе

Френе разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант – это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях, ни у какого народа.

  1. Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.
  2. Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
  3. Поведение ребенка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
  4. Никто, ни ребенок, ни взрослый, не любят, чтобы им приказывали.
  5. Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  6. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  7. Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  8. Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
  9. Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
  10. Естественным занятием для ребенка является не игра, а труд.
  11. Нужно как можно меньше говорить.
  12. Наказание – всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
  13. Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т.е. ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
  14. В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Содержание
Время чтения: ~ 3 мин
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к статьям
Вам может быть интересно