Маленькие дети — счастливые люди. Они не беспокоятся из-за времени, они его попросту не знают. Две минуты прошло или час — для них это ничего не значит. Чувство времени появится у них гораздо позже.
Сначала ребенок учится отличать день от ночи, затем мы рассказываем ему о том, что есть еще утро и вечер, а все вместе — это сутки. Далее приходит знание о временах года, месяцах, днях недели, и лишь после этого ребенка можно начинать знакомить непосредственно со временем, а точнее — с часами. Но здесь очень важно не торопиться.
Ваше чадо готово к освоению циферблата, если:
Этот набор умений нужен для самого элементарного знакомства с часами. Чтобы определять время как взрослый, малыш должен еще уметь:
И вот здесь надо сказать о том, что даже первоклашки не все дружны со временем и способны быстро определять, который час. Одно дело — ориентироваться во времени по маленькой, часовой стрелочке и совсем другое — по большой, минутной. А еще эти взрослые постоянно путают: то говорят без пятнадцати пять, то 16:45…
Не торопитесь! С часами вы еще обязательно подружитесь. А пока давайте поможем малышу научиться понимать время.
Первый шаг к освоению времени — это ориентирование в последовательности событий. Смастерите с малышом расписание его дня в картинках. Что происходит утром, а что — днем и вечером? А ночью? Обращайте внимание крохи на порядок действий: сначала он одевается, потом идет гулять; сначала моет руки, а потом идет обедать.
Понятия «сейчас», «позже», «вечером», «утром», «после сна» («когда поспим») ребенок осваивает первыми.
У дошкольников, которые ходят в детский садик, день нередко делится на «до прогулки», «после сна», «после обеда». Используйте это, чтобы учить малыша ориентироваться во времени.
Чаще обсуждайте с малышом разницу между днем и ночью. Что происходит, когда светит солнышко? А когда на небо приходит луна? Рассматривайте картинки в книжках. Придумывайте, чем игрушки могли бы заняться ночью, узнавайте, какие животные гуляют по ночам, а спят днем — и наоборот.
Время для ребенка — нечто абстрактное. Мама говорит: минуточку — и пропадает на целую вечность. А когда говорит, что времени на игру осталось 10 минут, — кажется, что прошло всего секунд пять…
Время — нечто обширное и неподвластное. Значит, надо его упорядочить в сознании малыша. Как?
И лишь когда малыш подружится со всеми этими понятиями, начинайте знакомить его с Их Величеством Часами. С часами со стрелками, разумеется. Для начала можете просто рассказать, что короткая стрелочка показывает, сколько часов, а длинная — сколько минут. Повесьте часы на видное место и регулярно обращайте внимание ребенка на то, который сейчас час. Подарите ему самые простые наручные часы со стрелками и почаще просите подсказать вам время. Естественно, он будет спрашивать у вас, а вы ему будете показывать и рассказывать.
Изготовьте макет часов из картона с подвижными стрелочками и крупными четкими цифрами (любой папа сделает это за 5 минут). И вместе с малышом ставьте стрелки на разное время. Сначала осваивайте только ровные часы, то есть длинная стрелка — на 12, а маленькая двигается по кругу. Когда малыш с легкостью будет называть каждый час, можно переходить к понятию получаса (длинная стрелка — только на 6). Не торопите ребенка, изучение часов может занять не один месяц, ведь даже шестилетки не всегда могут быстро посчитать, сколько это будет — 5 по 5.
Если вам хочется, чтобы малыш быстрее научился чувствовать время, то регулярно делайте с ним такие упражнения.
Возьмите учебные часы, установите на них какое-нибудь время. Попросите малыша назвать, где расположена часовая стрелка (короткая). Спросите: который час? Помогите малышу, если он не может ответить сразу, а потом спросите опять.
Дальше можно менять положение часовой стрелки и задавать вопросы о том, сколько времени. Важно: не меняйте направление движения стрелки.
Эта игра учит ориентированию во времени. Спрашивайте малыша, который сейчас час, а когда он ответит, спросите, чем он занимается в это время. Например, 8 часов утра — умываюсь, причесываюсь; 9 часов вечера — ложусь спать; 7 часов вечера — ужинаю.
Время нужно нам, чтобы двигаться вперед. Рассказывайте малышу о его и вашем прошлом, листайте фотоальбомы, просматривайте, если есть такая возможность, старые семейные видеоархивы. Мечтайте вместе с ребенком о том, что будет завтра или летом, в будущем. Это позволит сформировать его представление о прошлом, будущем и настоящем. Сказка о времени ведь не о том, сколько сейчас часов и минут, а о том, чтобы маленький человечек начал ощущать время, ценить его, научился им управлять и подстраивать под себя.