Первые несколько месяцев жизни малыш познает мир вокруг преимущественно через осязание, поскольку системы зрения и слуха еще недостаточно развиты. Причем познание окружающих предметов происходит не только с помощью рук, но и губ, десен — не даром малыш все тянет в рот: это очень большое рецепторное поле.
Что касается рук, то поначалу движения ручек — неосознанные и хаотичные, то уже к 3–4 месяцам малыш может уверенно держать погремушку, а к полугоду начинает пытаться осуществлять предметную деятельность при помощи пальчиков.
От предметной деятельности малыша с помощью кистей рук зависит не только освоение многих навыков, но и развитие речи! Многочисленные исследования показывают прямую связь между развитием мелкой моторики и речевым развитием. И если пальчики отстают, то и речь запаздывает. Именно поэтому важно как можно раньше начать заниматься с малышом пальчиковой гимнастикой.
Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.
Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.
Для начала можно выполнять самые простые упражнения:
Затем вводим элемент игры. Начинать лучше с простых потешек и действий, которые малыш сможет повторить.
Исследования доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат.
Кулачок
Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Пальчики
Этот пальчик — самый большой, самый красивый и самый смешной.
Этот пальчик — указательный, он сердитый и внимательный.
Этот пальчик — средний, не первый и не последний.
Этот пальчик безымянный — он не любит каши манной.
А этот — мизинчик — любит бегать в магазинчик.
(на каждую строчку разгибаем пальчик из кулачка и массируем его)
Ежик
(у малыша в руках резиновый колючий ежик)
Ежик, ежик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ежика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку.
(малыш катает ежика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки.
(катаем по ножкам)
Фыркнул ежик: «Отойдите и не плачьте, не просите!
(катаем по полу)
Если дам иголки — съедят меня волки!»
(ежик убегает в домик, на место в коробку или на полку).
Торт
Тесто ручками помнем,
(сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем,
(как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом,
(круговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кремом
(круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко,
(сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай —
В гости друга приглашай!
(одна рука пожимает другую)
Моя семья
Этот пальчик — дедушка,
(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
(вращаем разжатой ладошкой)
Черепаха
Шла большая черепаха
(идем пальчиками)
И дрожала вся от страха:
(руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь-кусь-кусь! Кусь-кусь-кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!
(отрицание — указательным пальцем)
Дни недели
В понедельник я стирала,
(кулачки трем друг о друга)
Пол во вторник подметала,
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач,
(печем «пирожки»)
Весь четверг искала мяч,
(правую руку подносим ко лбу и делаем «козырек»)
Апельсин
Мы делили апельсин.
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас — а он один.
Эта долька — для ежа.
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька — для чижа.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для бобра.
Эта долька — для бобра.
(встряхиваем обе кисти)
Замок
На двери висит замок.
(руки в замке)
Кто его открыть бы смог?
(пальчики тянем, не разжимая)
Потянули,
(потянули)
Покрутили,
(вращаем руки)
Постучали
(стучим основанием ладоней)
И — открыли!
(руки разжимаются)
Капуста
Мы капусту рубим, рубим,
(ладошками рубим)
Мы капусту трем, трем,
(кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим,
(солим щепоткой)
Мы капусту мнем, мнем,
(пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладем — и пробуем!
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает,
(пальчики «бегут» по столу)
Каркает: «Вот и обед!»
(указательный и большой пальчики «каркают»)
Глядь,
(разводим ручками)
а червячков уж нет!
(сжимаем пальчики в кулачки)
Чашки в пятницу помыла,
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила.
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
(машем ладошками к себе)
Домик
Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел.
(ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию — труба, балкон)
Очки
Бабушка очки надела, И внучонка разглядела.
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Флажок
Я в руке флажок держу, И ребятам им машу.
(четыре пальца, указательный, средний, безымянный и мизинец, — вместе, большой опущен вниз, тыльная сторона ладони — к себе)
Пароход
Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх)
Колокольчик
Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит.
(тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает)
Пальчиковая гимнастика не требует больших усилий. Это веселая игра, в которую так здорово поиграть с малышом сидя на диване или просто валяясь в постели! Возьмите за правило каждый день уделять этим простым играм хотя бы по 10–15 минут — и вы будете вознаграждены не только заливистым смехом малыша, но и его красивой правильной речью, когда он заговорит.