Агуканье и гуление — это важнейший фундамент для развития речи ребенка. Что именно происходит с речевыми способностями малыша в первый год жизни? Когда ребенок начинает гулить, агукать и смеяться? И почему это важно? Рассказываем в сегодняшней статье.
Даже недавно родившиеся малыши умеют общаться с близкими: они поворачиваются на звуки, издаваемые взрослыми, пытаются подражать их интонациям и мимике. В качестве «речи» новорожденные дети используют кряхтение и крик разной интенсивности — с их помощью они дают знать о своих первых и самых базовых потребностях.
Специалисты считают, что, когда ребенок начинает гулить и лепетать, он тренирует речевой аппарат. Этот механизм заложен в нас генетически, он позволяет развивать артикуляцию и формировать базовые способности для осмысленного произнесения звуков.
Постепенно речевые способности (а так проявляются именно они) совершенствуются: приходят этапы агуканья, гуления и лепета, затем у ребенка появляются долгожданные первые слова. Между этими этапами проходит совсем немного времени, но именно в этот период закладываются речевые и коммуникативные навыки малыша.
Кроме того, агуканье и гуление играют важную коммуникативную роль. Когда у ребенка появляется гуление, он начинает с помощью звуков выражать и доносить до окружающих положительные эмоции. А вот отрицательные переживания всё еще пока сопровождаются преимущественно криком и плачем.
Возрастные нормы появления у ребенка первых попыток использовать речь для коммуникации примерны и носят ориентировочный характер. Когда дети начинают агукать, гулить и лепетать, зависит от их индивидуальных особенностей и условий развития, а также от того, какие усилия прикладывают мама и папа в общении с малышом.
В возрасте около 2 месяцев родители могут слышать, как к привычному кряхтению и плачу новорожденного добавляется новый сценарий речевой активности — когда он начинает агукать. Агуканье — это гортанные гнусавые звуки, среди которых чаще всего можно различить [а] и [у]. Постепенно оно становится всё отчетливее и используется для коммуникации: кроха начинает реагировать протяжной вокализацией на голос или просто присутствие близкого человека, улыбаться и оживленно двигать руками и ногами.
С какого-то возраста родители начинают замечать, что у ребенка появляется новая способность — гуление. На этом этапе речевого развития к гласным звукам добавляются согласные. Грудничок повторяет разные сочетания звуков — например, [эгэ] или [кхы]. Гуление появляется ближе к 3 месяцам (возможные границы находятся в пределах 4–11 недель). В 5 месяцев многие дети начинают «петь» — тянуть звуки, меняя их громкость и высоту.
Следующий этап речевого развития — лепет, он возникает примерно в 6–8 месяцев. Малыш много раз подряд с удовольствием повторяет один и тот же слог (например, «тя-тя-тя» или «да-да-да»). Нередко это похоже на осмысленные слова (в частности, «ма-ма-ма» и «па-па-па») — но в действительности гуление информации не несет и самостоятельными первыми словами считаться не может. В этот период малыш с удовольствием имитирует звуки взрослой речи, экспериментирует с громкостью и интонациями.
Пожалуйста, обратите внимание, что нормы, говорящие, во сколько месяцев начинаются гуление, лепет и другие этапы речевого развития ребенка, подходят для детей, родившихся в срок. Недоношенный малыш может отставать от них на несколько месяцев, однако при любых сомнениях не стесняйтесь консультироваться с педиатром и неврологом.
Речевые способности ребенка полноценно развиваются при теплом эмоциональном контакте с близкими взрослыми. Для того чтобы малыш своевременно прошел все стадии дословесного речевого развития, нужно разговаривать с ним с момента, когда ребенок начинает говорить условное «агу» — то есть практически с рождения.
Вот небольшой чек-лист, который поможет проверить, всё ли вы правильно делаете:
Многие мамы и папы интуитивно находят «язык» для общения с младенцами: громко, отчетливо повторяют одни и те же звуки, слова и сопровождают это преувеличенной экспрессивной мимикой. Когда взрослые таким образом «разговаривают» с малышом, он активно реагирует, в том числе начинает агукать и гулить.
Если вам сложно даются такие игры и сложно поддерживать это общение достаточно долго, попробуйте более простые способы коммуникации:
С помощью таких упражнений и подражательных «разговоров» ребенок получает доказательство, что взрослые обращают на него внимание, могут его понять и разделить с ним переживания. Это укрепляет вашу эмоциональную связь с малышом и стимулирует развитие его речевых способностей.
Различные вокализации — естественный и необходимый этап речевого развития ребенка. Но невозможно предсказать, во сколько месяцев младенец издаст свое первое «агу» или когда начнет говорить слогами, — это очень индивидуально. В норме дети могут отставать друг от друга на недели и даже месяцы.
Очень важно наблюдать за общим развитием малыша: как он реагирует на обращенную к нему речь, насколько активен, любопытен, следит ли за движениями значимых для него взрослых, за яркими игрушками? Если всё хорошо, можно спокойно подождать, продолжая разговаривать с ребенком и повторяя за ним даже небольшие звуки.
Но если время идет, а малыш по-прежнему не произносит никаких звуков, не экспериментирует со слогами и интонациями, важно выяснить причины. Нужно пройти обследование у отоларинголога, а также проконсультироваться с педиатром и неврологом. Помните, что не все признаки возможных проблем могут быть заметны родителям, — важно своевременно проходить с малышом плановые обследования у специалистов.
Часто задаваемые вопросы:
Нужно наблюдать за общим состоянием ребенка и тем, как он реагирует на ласковое обращение близких взрослых. В норме малыш в этом возрасте начинает прислушиваться, иногда — улыбаться. Если всё так и происходит, то нет причин для беспокойства.
Старайтесь почаще говорить с малышом, а также играть, подражая его мимике, — постепенно речевые способности проявятся. Но если родители или старшие родственники тревожатся, что ребенок не гулит в 2 месяца (или в любом другом возрасте), — всегда можно обратиться за консультацией к педиатру.
Чаще всего это происходит из-за естественной смены стадий доречевого развития. Гуление (повторение сочетания согласных и гласных звуков) сменяется лепетом (многократное повторение оформленных слогов). Иногда между этими этапами наблюдается пауза и следует спокойно подождать.
Кроме того, временно притормозить развитие речи могут болезни или новые впечатления и переживания, перемены в привычных условиях жизни ребенка. Однако, если молчание затянулось и — тем более — общее состояние ребенка изменилось, он стал менее активным, важно проконсультироваться с педиатром.
При коликах малыш для облегчения дискомфорта может поджимать ножки. Поэтому пеленание в такой ситуации должно быть максимально свободным, чтобы не ограничивать движения ног ребенка.
Для малышей важны подражательный аспект и позитивные эмоции. Для стимулирования гуления и лепета стоит ласково разговаривать с ребенком, петь ему — сначала издалека, а затем склоняясь над лицом. В процессе можно ходить вокруг кроватки — так вы будете стимулировать сначала сосредоточение, а затем навыки слежения и умение вычислять источник звука. Старайтесь вызывать у малыша улыбку и поддерживать его оживленное и позитивное состояние.
Список использованной литературы