В последнее время споры о том, когда начинать учить ребенка читать, разгораются все ожесточеннее. Одни отстаивают позицию раннего развития и стремятся научить ребенка чтению еще до того, как он заговорит, а другие ратуют за то, чтобы все шло своим чередом. Мы не будем ввязываться в этот спор, а поговорим о том, с чего стоит начать.
Если вы зададите этот вопрос воспитателю в детском саду, то он скажет вам, что естественно со звуков. Звуки отдельно – буквы отдельно. Но на самом деле способов обучения чтению существует очень много. С чего начинается тот или иной мы вам сейчас вкратце расскажем.
Забудьте о буквах и звуках. Доман считал, что ребенка нужно учить читать сразу целыми словами. Для начала берется 15 карточек со словами, разделяем их на три набора по 5. Каждые 5 карточек демонстрируются малышу 2-3 раза в день. На следующий день прибавляется еще один набор, потом еще один. Показал-проговорил-следующая. Комментировать слова никак не надо. Предполагается, что в день ребенок способен выучить 5 слов. Дальше начнется этап словосочетаний, простых предложений, развернутых предложений, и, наконец, чтение книги. Но до этого еще очень далеко.
Плюсы:Мария Монтессори считала, что дети сначала должны научиться писать, и только потом читать. Так что на первом этапе обучения вам предстоит учить малыша штриховать рамочки и рисунки по методу Монтессори (есть специальные прописи) и ощупывать мягкие и шероховатые буквы, поскольку педагог считала, что на ощупь дети запоминают гораздо лучше, нежели визуально или на слух. А вот дальше начинается самое интересное: когда малыш выучит две три гласных и столько же согласных, он будет сам составлять слова из подвижного алфавита. В рамках методики есть множество упражнений и игр, направленных на обучение чтению, большинство из них требуют специальных дидактических материалов.
ПлюсыДинамические кубики – это вещь, которая действительно позволяет быстро научить ребенка читать, но лишь при условии, что он уже знает все буквы алфавита. Смысл очень простой: есть парные кубики, из которых можно сделать ряд простых слогов. А из двух пар кубиков соответственно составить простое слово, например, «мама», повернув грань кубика, получится «маша», потом «миша» и так далее.
ПлюсыКак видите, вариантов обучения чтения существует великое множество, есть еще и кубики Зайцева, и букварь Жуковой, и методика Резниченко, которая подходит даже деткам с особенностями развития. Выбор сделать очень трудно. А пока вы его делаете, дайте ребенку в руки простые деревянные кубики с буквами, как в вашем детстве. С чего-то же надо начинать.