Так хочется, чтобы малыш поскорее стал полноправным собеседником! Чтобы можно было не просто разговаривать с самим собой, обращаясь, разумеется, к крохе, но и слышать ответ. Чтобы малыш заговорил, нужно развивать не только мелкую моторику, связанную с речевыми центрами в головном мозге, но и заниматься артикуляционной гимнастикой. Делать это можно уже с 8–9 месяцев.
Начинаем!
Первое артикуляционное упражнение — развлечение, которое можно предложить малышу в 8–9 месяцев, это игра на дудочке. Купите ему свисток, дуделку или свистульку — и пусть он дует в свое удовольствие. Только учтите, что свисток должен быть максимально безопасным, не содержал мелких предметов, которыми малыш может подавиться. Затем можно начинать развивать дыхание для речи и учиться делать правильные вдохи и выдохи.
В этом тоже помогают игры:
- Дуть на вертушку, чтобы она крутилась;
- Играть в гонки с бумажными шариками на столе, дуя на них;
- Выдувать мыльные пузыри;
- Согревать ладошки дыханием;
- Сдувать пух с одуванчика.
Параллельно с этим можно начинать заниматься и артикуляционной гимнастикой. Естественно, никто не говорит о постановке тех или иных звуков. Речь, скорее, идет об общем развитии артикуляционного аппарата, о его укреплении. И здесь самое главное правило — не заставлять. Вы должны играть с малышом в гимнастику, а не заниматься ею. И еще — прекращать занятие до того момента, когда малышу надоест, иначе больше он к этому не вернется.
Как проводить артикуляционную гимнастику
- Во время упражнений малыш должен сидеть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении.
- Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься каждый день, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись.
- Упражнения необходимо выполнять 3–4 раза в день, буквально по 3–5 минут.
- За один раз с ребенком лучше не проделывать больше 2–3 упражнений.
- Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.
- Если упражнение статическое (нужно удерживать одну артикуляционную позу), то его длительность должна быть 10–15 секунд.
- Двигаться нужно от простых упражнений к сложным, выбирая игровую форму подачи.
- Из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления.
- Если у малыша что-то не получается, нельзя бросать и переходить к другому. Надо отработать то, что плохо дается.
- Важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого.
- Начинать артикуляционную гимнастику всегда лучше с упражнений для губ.
Упражнения для губ
- Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Улыбайся народ,
Потом губы — вперед!
И так делаем раз шесть.
Все! Хвалю! Начало есть!
- Хоботок (трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри —
Губки хоботком тяни.
- Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «и-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
- Бублик (рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Заборчик — бублик; улыбка — хоботок. Чередование положений губ.
- Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Какие бывают упражнения?
Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
- Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
- Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
- Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
- Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
- Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набрать им водичку», слегка причмокивая.
- Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
- Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
- Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
- Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
- Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
- Поиграть в паровозик: погудите «у-у», губы — трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
- Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
- Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
Если малышу нравится заниматься, то постепенно можно осваивать более сложные упражнения и даже подарить крохе маленькое зеркальце, чтобы он видел, как работают его губки и язычок. А к логопеду пойдете позже, когда в садик соберетесь, но вам с вашим багажом зарядки для язычка его услуги вряд ли пригодятся.
Первым этапом в развитии речи ребенка являются разнообразные артикуляционно-мимические движения языком, губами, челюстью, которые сопровождаются бормотанием, агуканьем, гулением и лепетом, начиная практически с рождения крохи.
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук