Активный и гиперактивный: в чем разница?

8400 просмотров
03 июня 2021

Для большинства детей характерны подвижность и повышенная активность. Родителей нередко утомляют неугомонность, беготня, ерзание, нетерпеливость малыша. Следует ли любого непоседливого кроху относить к категории гиперактивных?

О синдроме гиперактивности с дефицитом внимания сейчас много говорят во многих источниках. Так что же: если ребенок полон энергии, иногда становится упрямым и непослушным — он гиперактивен? Нервная система детей — незрелая, не сформированы и центры самоконтроля. Детей быстро утомляют длительные переезды, необходимость долгое время сидеть или стоять на одном месте. С незрелостью нервной и эмоциональной сферы связаны и периоды гнева у малыша, и баловство в общественных местах.

Особенности поведения гиперактивного ребёнка

В чем же заключается отличие ребенка непоседливого и активного от гиперактивного?

Гиперактивный ребенок в любой ситуации и в любой обстановке будет вести себя одинаково — бегать, бесцельно двигаться, не задерживая надолго внимания ни на одном предмете. Не помогают ни просьбы, ни уговоры, так как у гиперактивных деток поведение не зависит от их воли, механизмы самоконтроля у них не налажены. Гиперактивные дети не поддаются увещеваниям, и после наказания их поведение не меняется, даже если сам ребенок этого хочет. Он просто не может себя контролировать. Такие малыши нуждаются в наблюдении и лечении у невролога.

Синдром дефицита внимания

Для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью характерны три составляющие: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  • Невнимательность. Ребенок не способен сосредоточивать внимание на деталях, вслушиваться в обращенную к нему речь, доводить работу до конца, испытывает трудности в процессе организации собственной деятельности, избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения, часто теряет свои вещи, легко отвлекается, постоянно все забывает. Такие признаки существуют больше 6 месяцев и проявляются постоянно, мешая ребенку адаптироваться к окружающей среде.
  • Гиперактивность. Малыш суетлив, не сидит спокойно, беспричинно двигает руками и ногами, ерзает на стуле, постоянно оборачивается, ему тяжело сидеть на одном месте, он вскакивает без разрешения. При этом его движения не имеют определенной цели.
  • Импульсивность. Ребенок отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав до конца, иногда выкрикивает ответы, вмешивается в разговоры, пристает к окружающим. Эти признаки сохраняются более 6 месяцев и мешают малышу адаптироваться к окружающей обстановке.

Прежде чем требовать правильного поведения от гиперактивного малыша, нужно ему помочь, так как он не в состоянии поддерживать самоконтроль на соответствующем уровне. Вначале необходимо обратиться за консультацией к неврологу.


Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Содержание
Время чтения: ~ 1 мин
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к статьям
Raiana Mak
Полезно было почитать, спасибо. У нас таких проблем нет, но для общего развития знать нужно
17 ноября 2021
Вам может быть интересно
Осенние поделки с малышом Осенние поделки с малышом
Как чистить зубы детям: делаем всё правильно Как чистить зубы детям: делаем всё правильно
Во сколько дети начинают говорить? Во сколько дети начинают говорить?