Что делать, если ребенок отказывается от еды или не ест значительную часть того, что ему предлагают? Как выглядят нарушения пищевого поведения и в каком случае они должны насторожить родителей? Как поднять ребенку аппетит и накормить малоежку? Разбираемся подробно.
Существует ряд причин, по которым может возникать снижение или полная потеря аппетита у детей разного возраста. У грудных малышей часто пропадает аппетит на фоне различных проявлений физического неблагополучия. У детей постарше полный или частичный отказ от еды может быть связан не только с плохим самочувствием, но и с психосоциальными факторами: стрессами, скачками развития, сменой обстановки, возрастанием интеллектуальной нагрузки.
Если родители хотят разобраться, почему маленький ребенок плохо ест, им стоит оценить, происходят ли в его организме какие-либо дискомфортные физиологические процессы:
Именно они могут напрямую влиять на аппетит ребенка, провоцировать отказ от еды либо повышенный уровень капризности и нежелание есть определенные группы продуктов.
Любая стрессовая ситуация также может спровоцировать плохой аппетит у ребенка. Степень и длительность нарушений аппетита и пищевого поведения зависят как от силы стрессового воздействия, так и от индивидуальных особенностей нервной системы малыша.
Стрессовых ситуаций в детской жизни может быть множество:
Иногда ребенок плохо ест или отказывается от привычных блюд под влиянием положительных эмоций: эмоционального перевозбуждения, обилия впечатлений или нежелания отвлекаться от интересного занятия. В этих случаях дети также могут легко обходиться без пищи, ведь их мозг занят обработкой ярких эмоциональных событий.
Если родители замечают, что ребенок ничего не ест или отказывается от определенных групп продуктов, необходимо оценить его рацион и режим питания. Для этого можно в течение недели или месяца (в зависимости от возраста) вести пищевой дневник, а затем проконсультироваться с врачом, например с педиатром на плановом осмотре, соответствует ли пищевое поведение ребенка возрастным нормам.
Возможно, выяснится, что ребенок не так уж и мало ест для своего возраста, а изменения аппетита связаны с нормальными колебаниями обменных процессов в организме. Если же изменения аппетита не соответствуют потребностям малыша, необходимо разобраться в их причинах.
Отказ от еды у грудничка должен насторожить родителей, поскольку это почти всегда говорит о наличии какого-либо неблагополучия в организме ребенка:
Если перестал есть совсем маленький ребенок, нужно как можно быстрее обращаться за консультацией к педиатру. Особенно если речь идет не о годовалом малыше, а о новорожденном.
Дети дошкольного возраста также могут отказываться от еды в связи с нежелательными физиологическими процессами в организме. Но возможны и ситуации, когда у ребенка дошкольного возраста нет аппетита по другим причинам, уже психологического характера.
Например, в этом возрасте детям может быть свойственна неофобия — боязнь всего нового. В этом случае ребенок отказывается есть новые продукты или даже привычные блюда с незнакомым компонентом в составе. Избирательность в питании, характерная для некоторых детей, тоже влияет на аппетит и крайне ограничивает рацион.
Нередко отказ от еды связан с тем, что взрослые уделяют питанию слишком большое внимание и заставляют ребенка есть, превращая приемы пищи либо в наказание, либо в развлечение. Нежелание есть в таких случаях становится способом, при помощи которого малыш пытается избежать неприятных переживаний или, наоборот, получить больше приятных эмоций.
Пищевое поведение детей школьного возраста также может зависеть от всех процессов, перечисленных выше, — однако в этот период оно нередко бывает подвержено влиянию социальных факторов. Ребенок начинает смотреть на пищевое поведение своих ровесников, обращает внимание на тренды, ролики в соцсетях и рекламу, хочет следовать моде или, наоборот, выделяться на фоне привычной среды.
В ситуациях, когда ребенок подросткового возраста не хочет есть или начинает избегать общих приемов пищи, очень важно оценить его психологическое благополучие. Есть ли у него признаки неуверенности в себе, присутствуют ли в жизни стрессы и чрезмерные нагрузки на фоне учебы? В этих случаях лучше проконсультироваться не только с педиатром, но и с детским психологом.
В случае единичных отказов от еды или непродолжительного снижения аппетита беспокоиться не стоит. Скорее всего, это временно, и заставлять ребенка есть насильно не нужно — достаточно просто наблюдать за его дальнейшим состоянием. Насторожиться следует при систематическом отказе от еды и/или длительном снижении аппетита у ребенка.
Если же ребенок ничего не ест уже достаточно продолжительное время, действительно пора начинать что-то делать. И в первую очередь необходимо выяснить причину такого поведения. Если это какой-либо конкретный фактор (заболевание, стресс или любая из причин, перечисленных в разделах выше), то аппетит, скорее всего, получится восстановить при его устранении.
Иначе обстоит дело с детьми-малоежками, которые здоровы, но крайне избирательны и привередливы в питании — ввиду своих психофизиологических особенностей или из-за того, что их режим питания и рацион были не совсем корректно сформированы изначально. Ответ на вопрос «Как улучшить аппетит у такого ребенка?» кроется в сочетании нескольких тактик.
Переживая, как повысить ребенку аппетит, главное — не преувеличивать проблему и не придавать приемам пищи слишком большого значения. Поможет спокойствие и оптимистичный настрой. Нужно очень медленно расширять рацион ребенка, ни в коем случае не лишая его привычной еды и не заставляя силой пробовать что-то новое.
Предлагайте, спокойно кладите на тарелку небольшое количество новой пищи, но не ругайте, если малыш снова отказался. Подождите немного и снова предложите новый вкус. При этом важно создавать привлекательный фон: самим с удовольствием есть новое блюдо, рассказывать истории про продукты, вместе «готовить» на игрушечной кухне.
Важно осознать: ваша задача — не кормить ребенка в максимальных объемах, а формировать для него разнообразный, включающий все основные группы продуктов рацион. Пусть даже объем рациона будет меньше положенного по возрасту — главное, чтобы ребенок получал все необходимые для роста и развития питательные вещества и привыкал к разнообразной еде психологически.
Неправильные вкусовые предпочтения и нарушения пищевого поведения нередко формируются еще на ранних этапах развития малыша. Если рацион не сбалансирован, а введение продуктов прикорма происходит хаотично и без соблюдения основных правил — с высокой долей вероятности родители потом будут переживать, что ребенок не кушает и надо с этим что-то делать.
На формирование пищевых привычек детей также оказывает огромное влияние повседневный образ жизни семьи и пример, который подают взрослые. В первые годы жизни, пока малыш питается отдельно, это не очень заметно. Но чем старше ребенок, тем менее вероятно, что он будет правильно питаться, если старшие члены семьи этого не делают.
Поэтому с раннего возраста следует закладывать ребенку основы пищевой культуры: выстраивать правильный рацион и режим питания, садиться вместе за общий стол, подавать пример своим пищевым поведением и привычками.
Часто задаваемые вопросы:
Режим питания детей после года, как правило, насчитывает пять приемов пищи: три основных и два перекуса. Если ребенок пропускает один прием пищи или отказывается от перекуса, это может быть вариантом нормы. Если отказ от еды носит систематический характер или ребенок внезапно не ест целый день, лучше показать его врачу для выяснения причин.
Родители или старшие родственники часто именно так формулируют свой запрос: как заставить ребенка кушать? Пожалуйста, помните, что принудительно заставлять детей есть и пить не нужно! Это приведет только к усилению проблемы, а также может спровоцировать развитие пищевых нарушений и расстройств пищевого поведения в будущем.
Нужно просто формировать соответствующий возрасту сбалансированный рацион ребенка и создавать комфортные условия приема пищи. Рекомендуется также проконсультироваться с педиатром, чтобы не пропустить серьезных причин отказа ребенка от еды.
Да, чересчур раннее или, наоборот, позднее введение прикорма, хаотичный режим кормления малыша, неправильный состав рациона могут негативно повлиять на пищевое поведение и здоровье ребенка.
Не стоит — это может привести к тому, что приемы пищи перестанут быть ценными сами по себе. Если внимание ребенка концентрируется на экране или на игрушках, он не учится относиться к еде как к важному повседневному ритуалу.
Список использованной литературы