Полгода — важный срок в жизни малыша и его семьи. Теперь, когда прошел первый период адаптации, родители всё чаще начинают задумываться о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, как должен выглядеть процесс его развития, сколько он должен весить… И здесь хотелось бы напомнить, что каждый малыш развивается индивидуально — слово «должен» не всегда уместно при оценке темпов его развития. Мы расскажем вам о примерных нормах, но рекомендуем воспринимать эту информацию, скорее, как ориентир.
Прошли первые 6 месяцев после рождения малыша — период огромного прогресса в развитии не только физическом, но и психомоторном. В это время отмечается самый быстрый темп набора массы тела за всю внеутробную жизнь, активно совершенствуется нервная система ребенка, окружающий мир дает ему огромный стимул к развитию и познанию.
Когда малышу исполняется 6 месяцев, он совершенствует уже приобретенные ранее навыки и осваивает новые умения:
Пожалуйста, помните, что ребенок не должен делать всё это в 6 месяцев в обязательном порядке. Это лишь примерные ориентиры, а индивидуальные темпы развития малыша поможет оценить педиатр на очном приеме.
Рассказываем, как выглядит ребенок в 6 месяцев физически, что умеют дети в этом возрасте и какими «умелками» могут порадовать родителей.
Это уже не тот «кабачок», который мог только лежать на спине и беспорядочно дрыгать ручками и ножками. В полгода ребенок выглядит уже более взрослым, он может сидеть и порой даже ползать, осознанно интересуется окружающим миром, активно пытается освоить сложные взаимодействия с предметами.
Рост и вес ребенка в 6 месяцев зависят от большого количества параметров: индивидуальной и генетической предрасположенности, особенностей рациона и аппетита, состояния здоровья и других факторов.
В среднем рост мальчиков к этому возрасту составляет 66,2–69,1 см, девочек — 64,2–67,3 см. Масса тела также незначительно различается в зависимости от пола ребенка: 7,4–8,5 кг могут набрать мальчики, 6,7–7,9 кг — девочки.
Среднюю месячную прибавку массы ребенка можно рассчитывать по формуле X = 800 − 50 × (n − 3), где n — это число исполнившихся месяцев.
Большинство безусловных транзиторных рефлексов новорожденных к 6 месяцам полностью угасает, а безусловные рефлексы, связанные с изменением мышечного тонуса в зависимости от положения тела, напротив, укрепляются.
К рефлексам, которые помогают полугодовалым детям осваивать новые моторные навыки, относятся установочные рефлексы: простые шейные и туловищные и цепной с туловища на туловище. Это значит, что при движениях головы или плеч в ту или иную сторону поворот туловища в ту же сторону происходит не одновременно, а раздельно — сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.
Шестимесячный ребенок уже хорошо контролирует движения головы и рук и теперь учится последовательно управлять своей позицией (местоположением) в пространстве. Он также начинает осваивать разнообразные двигательные навыки: размахивание, похлопывание, доставание предмета и его произвольное выпускание из рук.
Одним из важных изменений, заметных в этот период, является усиливающаяся потребность младенца в общении со взрослыми. Полугодовалый ребенок уже отчетливо узнаёт родителей среди других людей, причем его эмоциональные реакции на их появление и исчезновение из поля зрения явно отличаются друг от друга.
Когда ребенку исполняется полгода, у него постепенно начинает проявляться активная познавательная деятельность, он с интересом учится взаимодействовать с предметами и игрушками. Родителям становится легче справляться с возможной негативной реакцией ребенка на незнакомого человека: шестимесячного малыша уже можно отвлечь благодаря естественному любопытству к новым игрушкам.
В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь — ребенок понимает теперь значение отдельных слов, произносимых взрослыми. Заметить это очень просто: теперь малыш начинает поворачивать голову и/или тянуть руки в направлении называемого объекта или человека..
У 6-тимесячного ребенка повышается острота зрения, устойчиво координируются движения глаз и рук. Теперь малыш хорошо видит не только крупные, но и мелкие предметы, замечает их движение, реагирует на появление/исчезновение в поле зрения.
Слух шестимесячного ребенка продолжает совершенствоваться, он дифференцирует звуки, различающиеся между собой на полтона. В этот период полезно начинать играть в игры на умение отличать характерные звуки (например, шуршание и звон) друг от друга.
Лепет становится более четким, возникают слоги, которые мы традиционно ассоциируем с «первыми словами»: «ма-ма», «ба-ба», «да-да» и др. Это пока еще не полноценные слова — но важные маркеры их дальнейшего появления. Полугодовалый малыш также реагирует на речь взрослых лепетом, активно проявляет свои эмоции и делает первые попытки настоящего общения.
Заметно повышается уровень интереса ребенка к окружающему миру. Благодаря совершенствованию двигательных навыков и освоению окружающего пространства за счет ползания и сидения, ему становится доступно гораздо больше возможных сценариев взаимодействия с людьми и предметами вокруг.
В 6 месяцев суммарная продолжительность сна в течение суток составляет, как правило, около 15 часов. Из них на ночной сон приходится 10–12 часов, остальные — на 3–4 дневных сна продолжительностью от 40 минут до пары часов.
У шестимесячных детей по-прежнему около пяти основных кормлений — примерно каждые 3,5 часа. При грудном вскармливании могут сохраняться ночные кормления — это является вариантом нормы. Основой питания по-прежнему является грудное молоко или — при показаниях со стороны педиатра — детская молочная смесь.
В возрасте 6 месяцев можно постепенно вводить следующие продукты прикорма (по согласованию с педиатром):
Предлагаем простые способы взаимодействия с малышом, которые помогут его гармоничному развитию в самых разных сферах жизни.
Физическое развитие |
Старайтесь стимулировать ползание и освоение пространства — для этого можно использовать игрушки, которые малыш захочет достать самостоятельно. Помните, что важно обеспечить ему безопасное пространство для маневров. По желанию родителей можно начинать постепенное приучение к горшку — например, держать ребенка над горшком после сна (если он проснулся сухим), перед сном и периодически во время бодрствования (но не раньше чем через 30 минут после кормления), стараясь угадать появление у ребенка потребности к мочеиспусканию. |
Психическое развитие |
Очень действенным методом стимулировать лепет является «перекличка» с ребенком — когда он сам лепечет, стараясь подражать произносимым слогам. Понимание речи формируется на этом этапе через постоянное проговаривание со стороны родителей — называние всех предметов, действий и явлений, попадающих в поле зрения малыша. |
Развитие моторики |
Этой цели могут служить активные действия с игрушками. Ребенок повторяет одно и то же действие с предметом много раз — например, кидает его, стучит, мнет. |
Социальное развитие |
Малыш начинает активно пытаться коммуницировать с близкими людьми с помощью мимики, гуления, лепета. С удовольствием рассматривает свое отражение в зеркале, интересуется своим телом. |
Прием пищи |
Старайтесь поощрять активность ребенка при еде — пренебрежение его собственными порывами или насильственное кормление может спровоцировать сниженный интерес к еде или даже устойчивое нежелание есть самостоятельно. Можно учить ребенка есть пищу, снимая ее с ложки губами, а не всасывая. |
В 6 месяцев особенно хороши могут быть игры, мягко стимулирующие развитие основных познавательных навыков ребенка и его активных движений (ползание, переворачивание, сидение). Приведем несколько примеров.
Прятки с игрушкой. Тренируем социальные навыки и внимание. Положите перед малышом яркую игрушку, покажите на нее, назовите… Затем накройте ее тканью и активно удивляйтесь, куда же она исчезла. Подождите, захочет ли малыш ее «найти», а затем уберите ткань сами.
Что звучит? Тренируем звуковое внимание и основы формирования речи. Возьмите шуршащий предмет (например, оберточную бумагу) и звенящий (колокольчик). По очереди извлекайте звуки и проговаривайте их малышу: «Шорох. Звон. Шорох. Звон».
Что катается? Тренируем пространственное восприятие и перемещение. Положите перед ребенком мячик и машинку и покажите, как с ними взаимодействовать. Возможно, ему больше захочется не катать, а кидать эти игрушки — это тоже нормально, малыш не должен играть «по правилам».
Разумеется, показывать ребенка педиатру стоит регулярно, не пропуская плановых осмотров. Внепланово стоит обращаться к специалистам, если в поведении и/или самочувствии малыша наблюдаются так называемые красные флаги:
Помните, что в этих случаях лучше перестраховаться, чем упустить какие-то важные маркеры возможных проблем.
Часто задаваемые вопросы:
Ответ на вопрос «Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?» не зависит от того, мальчик это или девочка, — нормы (даже условные) одинаковы для всех. Но родители могут заметить, что физические параметры (масса тела и рост) у девочек могут быть несколько меньше, чем у мальчиков.
Занятия по развитию речи заключаются в активном общении с малышом, стимулировании лепета, попытках замотивировать его подражать слогам, которые произносит мама или другой близкий взрослый. Рекомендуется также много разговаривать с ребенком, называть окружающих людей, предметы, действия — с целью развить у него понимание речи.
Шестимесячные дети уже могут сидеть самостоятельно. Однако, если малыш еще не освоил этот навык, «присаживать» его принудительно (в подушки либо специальные приспособления) не рекомендуется. Также не забывайте следить за безопасностью ребенка при любых его активных движениях.
Список использованной литературы