В воспитании ребенка есть две крайности, в которые часто впадают родители. Одни разрешают ребенку абсолютно все, считая, что его свободу нельзя ограничивать. Другие накладывают тотальный запрет на все и вся, опасаясь за безопасность ребенка или из страха вырастить избалованного сорванца. Ни тот, ни другой подход не верен. Нужна золотая середина.
Ребенку, безусловно, необходимо знать границы допустимого поведения. Они должны быть четкими и нерушимыми, обозначая ориентиры в этом мире. Только научившись соблюдать нормы поведения, ребенок сможет по-настоящему социализироваться и развиваться. Более того, многие психологи сходятся во мнении, что дети, которым в свое время не поставили ограничения, испытывают значительные трудности в общении и обучении, они вырастают не готовыми к взрослой жизни.
Итак, первое, что нужно запомнить: если нельзя, то нельзя вообще. То есть запрет должен быть постоянным, его не отменяют ни при каких обстоятельствах. Никогда нельзя залезать на подоконник. Никогда нельзя трогать розетку. Если же «нельзя» носит переменчивый характер (сегодня можно, а завтра — нет), ребенок очень быстро понимает, как добиться своего. Для того чтобы превратить «нельзя» в «можно», малыш будет использовать разные средства — крики, слезы, агрессию, бесконечные «пожалуйста». Постепенно он найдет лучший способ манипуляции взрослыми.
Еще одно очень важное правило: родители должны придерживаться единой системы запретов. Заранее обговорите с папой, что позволено ребенку, а что нет. Возвращайтесь к этому разговору по мере взросления малыша. Если мама разрешает что-либо, а папа категорически запрещает, ребенок не в состоянии понять, где лежат границы допустимого. К тому же он учится обманывать взрослых и становится неискренним. Самый лучший способ — вместе составить подробный список всех «нельзя» и «можно», актуальных на каждый конкретный момент.
Но «нельзя» не должно быть много. Запрещать нужно только то, что может нанести настоящий вред самому ребенку или окружающим. Все остальное — можно, но с оговорками. Например, ковыряться в электророзетке нельзя ни при каких обстоятельствах. А рисовать на стене можно, но только там, где висит специальный лист бумаги.
Попросите других родственников (бабушек и дедушек, тетю и дядю) с уважением отнестись к вашим требованиям. Это очень важно для воспитания малыша. Но если стремление к единому стилю воспитания превращается в семейную войну, не конфликтуйте с родными. Бессмысленно перевоспитывать пожилых родственников. Еще хуже — ругаться с ними. Это гораздо опаснее для развития малыша, чем съеденная перед обедом «запретная» конфета, подаренная бабушкой.
При необходимости идите на компромисс — попросите родных придерживаться ваших правил по крайней мере на вашей территории. Мягко останавливайте бабушку, если она пытается подкормить ребенка булочками в перерывах между едой. Просто потому, что так нельзя.
Но не пытайтесь повлиять на нее на расстоянии. Если малыш остался в гостях у бабушки, вы не сможете контролировать ее поведение. Это и не нужно. Пусть бабушка и любимый внук наслаждаются общением.
Несколько сложнее обстоит дело с «нельзя» на улице и в коллективе сверстников. С одной стороны, нельзя шуметь и размахивать руками в общественном транспорте — и ребенку это необходимо объяснить. Но вместе с тем глупо требовать от трехлетки вести себя потише или смирно стоять в очереди — он просто не способен на это. Поэтому не требуйте от малыша невозможного. Не запрещайте того, что он в принципе не способен выполнить.
Не стоит пускаться в долгие объяснения, почему что-то нельзя. Аргументируйте свою позицию кратко, понятными словами. Ребенок еще слишком мал, чтобы понимать сложные причинно-следственные связи. А в экстремальных ситуациях, требующих быстрых действий, можно и вовсе ничего не объяснять. В этот момент достаточно того, что вы сказали: нельзя.
Слишком большое количество запретов рано или поздно приведет к взрыву. Ребенку ничего другого не останется, как нарушать ваши бесконечные нельзя. Он может стать неуправляемым, агрессивным и нервным.
Чересчур малое количество запретов размывает границы дозволенного и мешает ребенку найти себя в этом мире, наладить отношения с другими людьми.
Важно найти золотую середину, которая устраивает вас и дает ребенку развиваться, не мешая другим людям.