Игра как основной вид деятельности малыша

8932 просмотров
31 июля 2019

Дети играли во все времена. И мальчик из Спарты, и воспитанник мастера в Средневековье, и маленькие жители Древней Руси, и юные леди и джентльмены времен королевы Виктории, и трехлетний детсадовец из Москвы XXI века — всех объединяет игра.

В наше время родители стремятся дать малышу как можно больше возможностей, порой загружая его расписание под завязку. Но свободная игра все равно остается важнейшей, незаменимой частью досуга ребенка. Она необходима для его развития — как физического, так и психического.

Мнение специалиста
О том, почему играть — нужно и важно, рассказывает детский психолог Елена Михайловна Кравцова.

Что такое игра с точки зрения психологии? В чем важность игры, каковы ее функции?

— В психологии существует очень много определений понятия «игра». Например, такое: игра – это вид деятельности, в которой важнее процесс, чем результат.

Специалисты выделяют следующие признаки детской игры:

  • она внутренне мотивирована (дети начинают и продолжают играть потому, что им это нравится);
  • добровольна;
  • приносит удовольствие;
  • не буквальна (содержит притворство, фантазию);
  • играющий активно вовлечён.

Все специалисты подчёркивают, что игра – очень важный вид деятельности. В дошкольном возрасте её польза для развития ребёнка особенно велика. Игру ничем нельзя заменить.

Почему?

Она готовит психику ребёнка, создавая условия для развития интеллекта, речи, восприятия, внимания, памяти, эмоциональной сферы, коммуникативных способностей. Навыки, полученные во время игры, расширяют способности, возможности и интересы детей.

В каком возрасте ребенок начинает играть?

— Научившись управлять своим телом, например, делать осмысленные движения руками и переворачиваться, малыш начинает повторять одни и те же действия просто для удовольствия. Это и есть первая, пока ещё очень простая, не имеющая символического плана игра. А происходит это в первое полугодие жизни (в 2-5 месяцев).

Нужно ли покупать ребенку много игрушек?

— Такой необходимости нет. На первом году жизни сложные игрушки бессмысленны, так как они не привлекают внимание малыша. У него другие интересы. Гораздо важнее для малыша иметь место и время для игр. Как показывают исследования, современным детям остро не хватает ни того, ни другого.

Для ребёнка постарше любая вещь может стать игрушкой. Кастрюля, коробка из-под чайника, палочки для суши вызывают гораздо больше интереса, чем развивающая установка с музыкой и подсветкой. Секрет прост: с простыми вещами можно играть так, как тебе захочется, использовать воображение, придумывать действия.

Именно собственные действия важны для маленьких детей, а не тот предмет, которым они играют.

Можно ли прерывать процесс игры, если ребенок очень сильно им увлечен?

— Универсального ответа на этот вопрос не существует, ситуации бывают разные. Если речь идёт о том, чтобы соблюдать режим дня, то специально прерывать не стоит. Можно немного подождать. Или вплести сон и обед в канву этой игры.

Часто развивающие занятия для малышей ведутся в игровой форме. Могут ли они заменить для малыша игру?

— Нет, не могут. Это два разных вида деятельности. Специалисты бьют тревогу: последнее время взрослые очень озабочены ранним интеллектуальным развитием детей. Эта мода наносит огромный вред психике детей и родителей. Она приводит к тому, что взрослые стремятся любую игру превратить в развивающее занятие. Они хотят «проскочить» период, когда в играх нет смысла для постороннего наблюдателя. Получается, развитие детей раннего возраста приравнивается к обучению!

Для того, чтобы ребёнок вырос здоровым и счастливым, нужно помнить, что значение свободной детской игры таково, что всё дошкольное детство должна соблюдаться следующая формула: время на свободную игру должно быть больше, чем время на обучение.

Нужно ли обязательно играть с ребенком, если сам этого не любишь и не умеешь?

— Это часто бывает. Взрослым правда сложно играть с малышами. А детям действительно важно, чтобы родители иногда с ними играли и попросту «валяли дурака». Важно не концентрироваться на чувстве вины перед своим ребёнком, а искать конструктивные решения. Ловить собственное настроение и включаться в игру, когда почувствуешь себя способным на это. Играть с малышом по заранее намеченному плану, допустим 20 минут после полдника, но не стесняться честно говорить ему, что вы очень довольны, но сейчас вы устали и хотите заняться другими делами.

Если есть взрослые или старшие дети, которые хотят играть с вашим ребёнком – с лёгким сердцем предоставьте им такую возможность и наслаждайтесь процессом со стороны. Со сверстниками сложнее: элементы совместной игры появляются в общении детей только около 3 лет, а согласованная игра начинается примерно в 4 года.

До какого времени игра остается основным видом деятельности ребенка?

— Считается, что с наступлением школьного возраста на первый план выходит познавательная деятельность. В это время игра перестаёт быть основным видом деятельности, но её значение остаётся важным на протяжении всего детства. В школьном возрасте учёба будет проходить лучше, если взрослые станут использовать элементы игры.

Да и во взрослой жизни человеку необходимо иногда играть!

Кравцова Елена Михайловна
Психолог, детский и подростковый
Содержание
Время чтения: ~ 3 мин
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к статьям
Вам может быть интересно