Еда руками: зачем это малышу

9782 просмотров
24 декабря 2021

Что бы ни происходило с ребенком на 1-2 году их жизни – это ступеньки в приросте их навыков, познании мира и, как следствие, в их развитии. Познание происходит через развитие всех органов чувств, но всё же в первые месяцы жизни самыми главными является тактильные ощущения – ребёнок всё тянет в рот и ощупывает руками, успокаивается от прикосновений.

Еда как тактильное ощущение

Главным тактильным ощущением является еда – сначала ощущение кожи груди мамы (или бутылочки) при сосании, при котором возникает необыкновенное удовольствие от ощущения теплого молока, а потом и блаженное состояние сытости. Даже если потом возникают болевые ощущения при переваривании пищи (метеоризм, спазмы), в сознании малыша они не связываются с яркими позитивными эмоциями от кормления.

Развитие вкусовых ощущений процесс постепенный, и мы прекрасно знаем ситуации, когда малыш, находящийся на грудном вскармливании, очень плохо воспринимает любые виды прикорма – они ему не нравятся, так как вкусовые рецепторы «знают» только молоко и дают негативный вкусовой ответе на другие виды пищи.

Именно поэтому желательно малышу предлагать уже с 4-5 месяцев, перед началом введения прикорма, пробные введения продуктов через ниблер и ему подобные приспособления.

«Знакомство» с едой

Но вот ребенок уже получает прикорм, сидит за столиком, и мама кормит его из ложечки – идеально правильная картинка. Руки ребенка не заняты, а они требуют постоянного тактильного знакомства со всем вокруг. И наибольший интерес вызывает предлагаемая ему еда. В его сознании «не хватает одного звена» — вот он получает вкусную еду – он её ощущает, она ассоциируется с определенной посудой и ложечкой, со звуками голоса близкого человека, который дает эту еду. Но… какая она? И ребенок тянется руками в тарелку или в баночку, хочет взять ложку, разминает еду в своих руках. Со стороны и с точки зрения взрослого – это очень некрасиво, грязно, не эстетично, и не гигиенично. С точки зрения ребенка – это познание и ассоциативная связь продукта, его вкуса, запаха, вида и ощущения. Чем раньше ребенок все эти связи освоит – тем быстрее он потеряет интерес «грязниться и подвергаться мытью рук и лица со стороны взрослых».

Почему важно трогать еду

Понимание этого, а также, того, что процесс еды один из основных в формировании различных навыков развития, родители должны не только допускать возможность ребёнка ощутить еду, но и предлагать в период перекуса, или даже основной еды, продукты, которые вполне можно есть руками – кусочки фруктов, овощей, печенье, не лишать права пососать куриную ножку, и так далее, привнося в эти варианты всё больше разнообразия по мере взросления ребёнка.

Что же это даёт малышу:

  • Ассоциацию между вкусом, видом и тактильным ощущением разных продуктов (это позволит в дальнейшем исключить желание трогать пищу, легко перейти к использованию столовых приборов и обучению красивому поведению при приеме пищи) .
  • Интерес к пище и её разнообразию (что уменьшает свойственный ряду детей длительный консерватизм и однообразие в пищевом рационе) .
  • Желание пережевывать пищу (что важно для развития речи и коммуникации) .

Этот простой способ удовлетворения тактильного интереса у ребенка 4—8 месяцев позволит уже к 16—24 месяцам сформировать у него правильное пищевое поведение.

Кешишян Елена Соломоновна
Педиатр-неонатолог, детский невролог, доктор медицинских наук, главный педиатр АО Ильинская больница
Содержание
Время чтения: ~ 2 мин
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к статьям
Вам может быть интересно
Как научить ребенка ползать Как научить ребенка ползать
Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно
Когда дети начинают держать голову самостоятельно Когда дети начинают держать голову самостоятельно