Что такое эмоциональный интеллект и как развить его у ребёнка

5918 просмотров
30 октября 2020

Мы постоянно что-то чувствуем. Тревогу, радость, обиду, спокойствие, любовь, раздражение — продолжать можно бесконечно. А каково нам, когда несколько чувств комбинируются! Даже взрослому порой трудно ужиться со своими эмоциями и понять их. Детям — тем более. Поэтому важно развивать этот навык «слышания» себя и других ещё с малых лет.

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать свои и чужие эмоции. Благодаря ему человек чувствует себя увереннее и спокойнее, выстраивает отношения с другими людьми и правильно реагирует на происходящее.

Эмоциональный интеллект регулирует наше поведение

Представим ситуацию: у девочки отобрали игрушку в садике. Возможные реакции малышки — оцепенение, плач или крик, а если она бойкая, то и без драки не обойдётся. На самом деле ей не хочется плакать и драться, она чувствует обиду, злость или грусть. Так вот, как только она начнёт понимать и различать свои эмоции, то вместо «первичной» реакции в виде слёз она сможет принимать решения, выбирая, как лучше себя повести. Да, не стоит ожидать конструктивных действий от двух-трёхлетней крохи. Но если начать развивать эмоциональный интеллект ребёнка с малых лет, в будущем это поможет ему не испытывать смутных дискомфортных переживаний и не позволит идти на поводу у своих эмоций. Таким образом, эмоциональный интеллект помогает нам управлять своим поведением.

У взрослых этот механизм работает так же: нам сложно действовать адекватно, пока мы не понимаем своего отношения к происходящему. Представим: вы ощущаете дискомфорт, неприятные переживания нарастают. Прислушайтесь к себе: «Я весь день злюсь и огорчаюсь из-за звонка воспитательницы, потому что сын плохо ведёт себя в садике и отбирает игрушки у девочек. Как мне поступить, чтобы «разрулить» ситуацию?» А пока вы не распознаете своих эмоций, под горячую руку рискует попасть всё ваше окружение.

Эмоциональный интеллект делает нас ближе к другим людям

Ребёнку важно научиться понимать и внимательно относиться не только к своим собственным эмоциям, но и к переживаниям окружающих. «Проживая» свои эмоции, сравнивая их с переживаниями других людей, обсуждая это со взрослыми, малыш учится определять и уважать чужие. Благодаря этому в более старшем возрасте развивается способность к эмпатии — умению осознанно сопереживать и сочувствовать.

Эмпатия позволяет успешно взаимодействовать с близкими дома, с ребятами в группе и школе. А после — выстраивать гармоничные отношения на работе и в собственной семье, поддерживать отношения с близкими и друзьями, договариваться.

Как научить ребёнка принимать весь спектр чувств

Самая первая реакция крохи на мир — плач, когда акушер шлёпает его по спинке. Что происходит дальше? Заботливые руки мамы, удары родных сердец. Малыш чувствует заботу и успокаивается. Ведь никому не придёт в голову кричать на новорождённого и просить его помолчать! Так же в более старшем возрасте: малыш плачет, потому что маме нужно идти на работу. Что нужно сделать родителю? Принять чувства малыша, обозначить их и помочь успокоиться.

Приём первый

Один из главных приёмов в тренировках эмоционального интеллекта — отражение и проговаривание чувств ребёнка.

— Ты так заливисто смеешься, как колокольчик! Тебе сейчас очень весело!

— Какая у тебя широкая улыбка! Ты, наверное, сейчас очень счастлива!

— Ты плачешь, потому что Юра не может прийти к нам с ночёвкой в гости…

— Ты расстроена, потому что у машинки отвалилось колёсико.

Приём второй

Мамам и папам не стоит бояться быть искренними. Рассказывайте о своих чувствах малышу простыми словами:

— Я расстраиваюсь и беспокоюсь за тебя, потому что ты не хочешь пить сироп от кашля

— Я сержусь, потому что ты измазал стену пластилином

— Я радуюсь от того, что ты поделился шоколадкой с дедушкой

— Мне приятно, потому что друг прислал мне письмо.

— Я грущу, потому что скучаю по бабушке.

Приём третий

Подросшим малышам, которые уже умеют вести несложные диалоги, осознанно отвечать да или нет, можно и нужно задавать вопросы, которые помогут проанализировать своё состояние.

— Тебе интересно в этом кружке?

— Тебе скучно?

— Ты злишься?

— Ты грустишь?

— Ты радуешься?

А когда ребёнок станет старше и познакомится со всеми эмоциями, то на смену придёт вопрос:

— Что ты чувствуешь?

Приём четвёртый

Знакомство с эмоциями можно проводить в формате игры. Соберите «Коробочку лесных друзей», в которую войдут карточки с персонажами, демонстрирующими те или иные чувства. Подпишите эмоции с обратной стороны.

Кто может быть в наборе:

  • весёлый зайчик / веселье, радость
  • влюблённая лягушка / любовь, благодарность
  • печальный ослик / печаль, обида
  • злой комар / злость, гнев, зависть
  • грустная лисичка / грусть, огорчение
  • удивлённый бобёр / удивление
  • испуганный лось / страх, беспокойство
  • счастливый медведь / счастье
  • виноватый кабанчик / вина, стыд

Как играть:

Выберите вариант игры или скомбинируйте несколько:

  • показывайте карточки и называйте эмоции
  • спрашивайте, с кем сейчас малыш чувствует сходство
  • придумайте вместе с малышом историю, почему у зверей такие эмоции

Что почитать родителям

Мы собрали несколько книг, которые помогут вам разобраться в теме развития эмоционального интеллекта у малыша.

  • Эмоциональный интеллект ребенка
    Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер
  • Психологические игры и занятия с детьми. Комплект. Книга, карточки, лото
    Автор: Юлия Гиппенрейтер
  • Что у него в голове
    Авторы: Эмбер и Энди Анковски
  • Тридцать миллионов слов
    Автор: Дана Саскинд

Кстати, а что чувствуете вы и ваш малыш сейчас?

Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Содержание
Время чтения: ~ 3 мин
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к статьям
Вам может быть интересно