Что такое эмоциональный интеллект и как развить его у ребёнка

5897 просмотров
30 октября 2020

Мы постоянно что-то чувствуем. Тревогу, радость, обиду, спокойствие, любовь, раздражение — продолжать можно бесконечно. А каково нам, когда несколько чувств комбинируются! Даже взрослому порой трудно ужиться со своими эмоциями и понять их. Детям — тем более. Поэтому важно развивать этот навык «слышания» себя и других ещё с малых лет.

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать свои и чужие эмоции. Благодаря ему человек чувствует себя увереннее и спокойнее, выстраивает отношения с другими людьми и правильно реагирует на происходящее.

Эмоциональный интеллект регулирует наше поведение

Представим ситуацию: у девочки отобрали игрушку в садике. Возможные реакции малышки — оцепенение, плач или крик, а если она бойкая, то и без драки не обойдётся. На самом деле ей не хочется плакать и драться, она чувствует обиду, злость или грусть. Так вот, как только она начнёт понимать и различать свои эмоции, то вместо «первичной» реакции в виде слёз она сможет принимать решения, выбирая, как лучше себя повести. Да, не стоит ожидать конструктивных действий от двух-трёхлетней крохи. Но если начать развивать эмоциональный интеллект ребёнка с малых лет, в будущем это поможет ему не испытывать смутных дискомфортных переживаний и не позволит идти на поводу у своих эмоций. Таким образом, эмоциональный интеллект помогает нам управлять своим поведением.

У взрослых этот механизм работает так же: нам сложно действовать адекватно, пока мы не понимаем своего отношения к происходящему. Представим: вы ощущаете дискомфорт, неприятные переживания нарастают. Прислушайтесь к себе: «Я весь день злюсь и огорчаюсь из-за звонка воспитательницы, потому что сын плохо ведёт себя в садике и отбирает игрушки у девочек. Как мне поступить, чтобы «разрулить» ситуацию?» А пока вы не распознаете своих эмоций, под горячую руку рискует попасть всё ваше окружение.

Эмоциональный интеллект делает нас ближе к другим людям

Ребёнку важно научиться понимать и внимательно относиться не только к своим собственным эмоциям, но и к переживаниям окружающих. «Проживая» свои эмоции, сравнивая их с переживаниями других людей, обсуждая это со взрослыми, малыш учится определять и уважать чужие. Благодаря этому в более старшем возрасте развивается способность к эмпатии — умению осознанно сопереживать и сочувствовать.

Эмпатия позволяет успешно взаимодействовать с близкими дома, с ребятами в группе и школе. А после — выстраивать гармоничные отношения на работе и в собственной семье, поддерживать отношения с близкими и друзьями, договариваться.

Как научить ребёнка принимать весь спектр чувств

Самая первая реакция крохи на мир — плач, когда акушер шлёпает его по спинке. Что происходит дальше? Заботливые руки мамы, удары родных сердец. Малыш чувствует заботу и успокаивается. Ведь никому не придёт в голову кричать на новорождённого и просить его помолчать! Так же в более старшем возрасте: малыш плачет, потому что маме нужно идти на работу. Что нужно сделать родителю? Принять чувства малыша, обозначить их и помочь успокоиться.

Приём первый

Один из главных приёмов в тренировках эмоционального интеллекта — отражение и проговаривание чувств ребёнка.

— Ты так заливисто смеешься, как колокольчик! Тебе сейчас очень весело!

— Какая у тебя широкая улыбка! Ты, наверное, сейчас очень счастлива!

— Ты плачешь, потому что Юра не может прийти к нам с ночёвкой в гости…

— Ты расстроена, потому что у машинки отвалилось колёсико.

Приём второй

Мамам и папам не стоит бояться быть искренними. Рассказывайте о своих чувствах малышу простыми словами:

— Я расстраиваюсь и беспокоюсь за тебя, потому что ты не хочешь пить сироп от кашля

— Я сержусь, потому что ты измазал стену пластилином

— Я радуюсь от того, что ты поделился шоколадкой с дедушкой

— Мне приятно, потому что друг прислал мне письмо.

— Я грущу, потому что скучаю по бабушке.

Приём третий

Подросшим малышам, которые уже умеют вести несложные диалоги, осознанно отвечать да или нет, можно и нужно задавать вопросы, которые помогут проанализировать своё состояние.

— Тебе интересно в этом кружке?

— Тебе скучно?

— Ты злишься?

— Ты грустишь?

— Ты радуешься?

А когда ребёнок станет старше и познакомится со всеми эмоциями, то на смену придёт вопрос:

— Что ты чувствуешь?

Приём четвёртый

Знакомство с эмоциями можно проводить в формате игры. Соберите «Коробочку лесных друзей», в которую войдут карточки с персонажами, демонстрирующими те или иные чувства. Подпишите эмоции с обратной стороны.

Кто может быть в наборе:

  • весёлый зайчик / веселье, радость
  • влюблённая лягушка / любовь, благодарность
  • печальный ослик / печаль, обида
  • злой комар / злость, гнев, зависть
  • грустная лисичка / грусть, огорчение
  • удивлённый бобёр / удивление
  • испуганный лось / страх, беспокойство
  • счастливый медведь / счастье
  • виноватый кабанчик / вина, стыд

Как играть:

Выберите вариант игры или скомбинируйте несколько:

  • показывайте карточки и называйте эмоции
  • спрашивайте, с кем сейчас малыш чувствует сходство
  • придумайте вместе с малышом историю, почему у зверей такие эмоции

Что почитать родителям

Мы собрали несколько книг, которые помогут вам разобраться в теме развития эмоционального интеллекта у малыша.

  • Эмоциональный интеллект ребенка
    Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер
  • Психологические игры и занятия с детьми. Комплект. Книга, карточки, лото
    Автор: Юлия Гиппенрейтер
  • Что у него в голове
    Авторы: Эмбер и Энди Анковски
  • Тридцать миллионов слов
    Автор: Дана Саскинд

Кстати, а что чувствуете вы и ваш малыш сейчас?

Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Содержание
Время чтения: ~ 3 мин
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к статьям
Вам может быть интересно
Как научить ребенка ползать Как научить ребенка ползать
Как отучить ребенка от сосания пустышки Как отучить ребенка от сосания пустышки
Когда дети начинают держать голову самостоятельно Когда дети начинают держать голову самостоятельно