Сказка о времени

6999 просмотров
15 июля 2019

Маленькие дети — счастливые люди. Они не беспокоятся из-за времени, они его попросту не знают. Две минуты прошло или час — для них это ничего не значит. Чувство времени появится у них гораздо позже.

Когда малыш будет способен понимать время

Сначала ребенок учится отличать день от ночи, затем мы рассказываем ему о том, что есть еще утро и вечер, а все вместе — это сутки. Далее приходит знание о временах года, месяцах, днях недели, и лишь после этого ребенка можно начинать знакомить непосредственно со временем, а точнее — с часами. Но здесь очень важно не торопиться.

Ваше чадо готово к освоению циферблата, если:

  • распознает цифры от 1 до 12;
  • умеет считать по порядку от 1 до 12;
  • различает часовую и минутную стрелки;
  • правильно показывает направление движения стрелок (владеет понятиями «право» и «лево»).

Этот набор умений нужен для самого элементарного знакомства с часами. Чтобы определять время как взрослый, малыш должен еще уметь:

  • считать до 30;
  • считать до 60 пятерками — 5, 10, 15.

И вот здесь надо сказать о том, что даже первоклашки не все дружны со временем и способны быстро определять, который час. Одно дело — ориентироваться во времени по маленькой, часовой стрелочке и совсем другое — по большой, минутной. А еще эти взрослые постоянно путают: то говорят без пятнадцати пять, то 16:45…

Не торопитесь! С часами вы еще обязательно подружитесь. А пока давайте поможем малышу научиться понимать время.

Учимся ориентироваться в событиях

Первый шаг к освоению времени — это ориентирование в последовательности событий. Смастерите с малышом расписание его дня в картинках. Что происходит утром, а что — днем и вечером? А ночью? Обращайте внимание крохи на порядок действий: сначала он одевается, потом идет гулять; сначала моет руки, а потом идет обедать.

Понятия «сейчас», «позже», «вечером», «утром», «после сна» («когда поспим») ребенок осваивает первыми.

У дошкольников, которые ходят в детский садик, день нередко делится на «до прогулки», «после сна», «после обеда». Используйте это, чтобы учить малыша ориентироваться во времени.

Чаще обсуждайте с малышом разницу между днем и ночью. Что происходит, когда светит солнышко? А когда на небо приходит луна? Рассматривайте картинки в книжках. Придумывайте, чем игрушки могли бы заняться ночью, узнавайте, какие животные гуляют по ночам, а спят днем — и наоборот.

Время для ребенка — нечто абстрактное. Мама говорит: минуточку — и пропадает на целую вечность. А когда говорит, что времени на игру осталось 10 минут, — кажется, что прошло всего секунд пять…

Шаги к пониманию времени

Время — нечто обширное и неподвластное. Значит, надо его упорядочить в сознании малыша. Как?

  • Выучите времена года.
  • Познакомьте ребенка со всеми месяцами.
  • Выучите дни недели и как они идут друг за дружкой. Пусть каждый день у малыша с чем-то ассоциируется. Суббота — идем к бабушке. Воскресенье — в театр. Понедельник — в парк на велосипеде (или санках). Вторник — танцы. Среда — котлеты с картофельным пюре.
  • Помогите ребенку прочувствовать новые для него слова и понятия — «позже», «сегодня», «вчера», «завтра», «конец недели», «час», «минута», «день», «ночь».

Знакомство с часами

И лишь когда малыш подружится со всеми этими понятиями, начинайте знакомить его с Их Величеством Часами. С часами со стрелками, разумеется. Для начала можете просто рассказать, что короткая стрелочка показывает, сколько часов, а длинная — сколько минут. Повесьте часы на видное место и регулярно обращайте внимание ребенка на то, который сейчас час. Подарите ему самые простые наручные часы со стрелками и почаще просите подсказать вам время. Естественно, он будет спрашивать у вас, а вы ему будете показывать и рассказывать.

Изготовьте макет часов из картона с подвижными стрелочками и крупными четкими цифрами (любой папа сделает это за 5 минут). И вместе с малышом ставьте стрелки на разное время. Сначала осваивайте только ровные часы, то есть длинная стрелка — на 12, а маленькая двигается по кругу. Когда малыш с легкостью будет называть каждый час, можно переходить к понятию получаса (длинная стрелка — только на 6). Не торопите ребенка, изучение часов может занять не один месяц, ведь даже шестилетки не всегда могут быстро посчитать, сколько это будет — 5 по 5.

Упражнения

Если вам хочется, чтобы малыш быстрее научился чувствовать время, то регулярно делайте с ним такие упражнения.

«Который час?»

Возьмите учебные часы, установите на них какое-нибудь время. Попросите малыша назвать, где расположена часовая стрелка (короткая). Спросите: который час? Помогите малышу, если он не может ответить сразу, а потом спросите опять.

Дальше можно менять положение часовой стрелки и задавать вопросы о том, сколько времени. Важно: не меняйте направление движения стрелки.

«Понарошку»

Эта игра учит ориентированию во времени. Спрашивайте малыша, который сейчас час, а когда он ответит, спросите, чем он занимается в это время. Например, 8 часов утра — умываюсь, причесываюсь; 9 часов вечера — ложусь спать; 7 часов вечера — ужинаю.

Время нужно нам, чтобы двигаться вперед. Рассказывайте малышу о его и вашем прошлом, листайте фотоальбомы, просматривайте, если есть такая возможность, старые семейные видеоархивы. Мечтайте вместе с ребенком о том, что будет завтра или летом, в будущем. Это позволит сформировать его представление о прошлом, будущем и настоящем. Сказка о времени ведь не о том, сколько сейчас часов и минут, а о том, чтобы маленький человечек начал ощущать время, ценить его, научился им управлять и подстраивать под себя.

Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Содержание
Время чтения: ~ 4 мин
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к статьям
Вам может быть интересно
Как отучить ребенка от сосания пустышки Как отучить ребенка от сосания пустышки
Как приучить ребенка самостоятельно засыпать Как приучить ребенка самостоятельно засыпать
Как научить ребенка ползать Как научить ребенка ползать